05.10.2012 | Публикация в газете "КАПИТАЛ" от 03.10.2012г.
«Прощай, «пермская «мотовилиха»
Разрешение Федеральной антимонопольной службы купить 100 процентов голосующих акций «Мотовилихинских заводов», данное в прошлую пятницу «дочке» «Уралвагонзавода» (УВЗ) – факт, который уже не оспоришь. Поэтому говорить о том, почему это произошло, даже как-то скучно. Куда интересней попытаться понять, кому от продажи «Мотовилихи» будет хорошо, а кому… не очень.
Единственный производитель танков в стране, понятно, в восторге. Топ-менеджмент госкорпорации за последние пять лет предпринимает уже не первую попытку установить контроль над «Мотовилихинскими заводами». По словам Олега Сиенко, генерального директора ОАО «Уралвагонзавод», «Мотовилиха» интересует тагильцев как с точки зрения сервисного обслуживания проданной за рубеж военной техники, так и с точки зрения поставщика качественных стволов для танковых пушек, с чем у УВЗ есть проблемы. Да и вообще расширение ассортимента не повредит.
Правда, в блогосфере уже высказываются сомнения в целесообразности «скрещивания» танкостроителей с пушкарями в виде ещё одной госкорпорации, но эти тонкости мы оставим специалистам. Намёки на то, что «Уралвагонзаводу» в связи с дружбой с Путиным и особенно после назначения Игоря Холманских полпредом в Уральском федеральном округе как-то уж очень «попёрло», оставим без комментариев вообще. Зато заслуживают внимания предположения о том, что наиболее «вкусный кусок» «Мотовилихи» как раз не военная, а гражданская продукция и в первую очередь производство оборудования для нефтегазовой промышленности.
Наконец, вполне возможно, что государство как инициатор этого процесса ещё только приступило к реализации куда более грандиозного проекта, туманные очертания которого лишь начинают прорисовываться.
Надо полагать, не в обиде останутся и бывшие крупные частные совладельцы предприятия во главе с пермским бизнесменом Вагаршаком Сарксяном, которые в августе скоропалительно вывели свои пакеты акций МЗ в Голландию. Зарегистрированные в Амстердаме «НЛ Метал Холдинг Б.В.» и «Буенсли Б.В.», которым теперь принадлежат по 17,5 процента акций «Мотовилихинских заводов», как минимум, позволят провести сделку по-европейски, чисто, а как максимум, не позволят применить к конечным получателям, э-э… нематериальные методы воздействия.
В принципе, нисколько не пострадают от смены собственника и рядовые работники «Мотовилихи». Даже будут рады – с точки зрения патриотической традиции, кому, как не государству, должно принадлежать предприятие, так много значащее в его истории? Собственно, рабочим не так уж и важно, где находится головная контора, лишь бы зарплату выплачивали вовремя. И была бы она весомой.
С менеджментом сложней, потому что «Уралвагонзавод» наверняка захочет посадить в Перми своего представителя. Но даже если Николаю Бухвалову тепло пожмут руку, а следом поблагодарят за хорошо проделанную работу и его команду, стратегическое направление по превращению «Мотовилихи» в «артиллерийский завод страны №1» всё равно останется. В конце концов не зря же недавно сюда приезжал курирующий «оборонку» вице-премьер Дмитрий Рогозин, после чего появилась идея создать на базе завода федеральный центр артиллерийских технологий. Другое дело, интересно ли это УВЗ, но это, как говорится, уже второй вопрос.
А вот Пермский край в целом от продажи «Мотовилихи», по мнению специалистов, однозначно теряет. И дело не только в налогах, которые, надеюсь, никто не тронет хотя бы в силу их очевидной социальной составляющей (да и губернатор не даст). Дело в другом – из Пермского края уходит, пожалуй, самый крупный и однозначно самый старинный «центр принятия решений», на которые наш регион и так беден.
Застарелая системная беда экономики Прикамья - промежуточность номенклатуры, встроенность в стороннюю производственную «цепочку» - станет ещё более всеобъемлющей. Двигатель ПС-90 ведь не сам по себе летает. Первая ступень ракеты-носителя «Протон» кому нужна без самой ракеты? И так далее, и так далее. Пока «Мотовилихинские заводы» даже ещё никто не купил, всего лишь дано разрешение, но не окажется ли возможным однажды задать вопрос: кому нужны мотовилихинские стволы без танков, на которые они ставятся?
Ну и, наконец, не мне бы говорить о том, что «Мотовилиха» - не просто градообразующее предприятие Перми, а в некотором смысле даже краеобразующее предприятие всего Прикамья. Если хотите, это промышленное «сердце» нашего региона, как «Уралмаш» для Свердловской области. А если наше «сердце» теперь будет биться там, так и весь Пермский край скоро станет придатком, так сказать, основного «тела». «Тела» неплохого, надо признать.
Только не пермского.
Алексей КЛОЧИХИН
|