15.05.2015 | Публикация в газетах "Прокатчик" (Нытва) и "Профсоюзный курьер" (Пермь)
Без крепкого тыла не может быть победы.
9 мая российский народ отметил юбилей – 70-летие Великой победы в Отечественной войне 1941-45 годов. Событие героическое и вместе с тем трагическое.
Наша семья, как и весь советский народ, испытала и пережила эти трудные годы. Отец, глава семейства, уже в начале июля 1941 года ушел на фронт. Все тяготы семейного быта легли на маму – к тому времени домохозяйку. Мы с сестренкой были школьниками: я учился в восьмом классе 10-й школы, сестра – в начальной школе д. Жарено.
Мама была в бесконечных заботах, вставала в 4 утра. Ей предстояло истопить русскую печь, приготовить пищу на весь день, накормить нас с сестренкой и проводить в школу, накормит скот (корову, овец и кур) и самой бежать на работу. Мама делала все, чтобы сохранить корову – нашу кормилицу. Для этого, придя с работы, с бабушкой бежала в соломенские луга косить траву, обратно они возвращались с мешками сена. Зимой, чтобы не замерзнуть, мы с мамой по мелкому снегу ходили в лес: заготавливали дрова и на санках возили их домой. Для экономии одну из двух комнат дома мы запечатывали; я спал на палатях, а мама с сестренкой – на печи.
Трудно было видеть слезы на маминых глазах и от тех трудностей, которые она переживала, и в ее ожидании очередного письма с фронта. Поэтому однажды мы с другом Дмитрием решили пойти работать. После школы отправились в отдел кадров завода. Принял нас начальник отдела кадров Матвейчук: мне предложили пойти в цех № 10 (ремонтно-механический), а Димке отказали, т.к. ему еще не было 15 лет.
На завтра вместо школы я пошел в цех, начальник цеха Хазов предложил мне стать учеником фрезеровщика. Когда я рассказал маме о том, что бросаю школу и иду работать, она мое решение не одобрила и очень расстроилась, заявив, что нужно учиться и закончить 10 классов.
Но все же я остался на заводе. Моим учителем и наставником был Сергей Шашмурин, очень опытный и добрый человек, к сожалению, совершенно глухой, но говорящий. Через две недели я уже самостоятельно на втором фрезерном станке выполнял несложные работы: изготовление образцов биметалла и фазок на втулках для транспортера, подающего уголь в топку электростанции (их требовалось большое количество). Начальник цеха предложил мне еще освоить зубонарезной станок, на котором работал один Михаил Винокуров. Из-за того, что не было сменщика, ему часто приходилось сутками не отходить от станка.
На завод ежесуточно шли вагоны с углем и металлом для прокатных цехов, их разгрузку обеспечивали заводчане, привлекаемые из всех цехов и отделов. Разнарядки на разгрузку вагонов поступали из диспетчерской почти ежедневно, а зимой – на очистку железнодорожных путей от снега. На эти работы привлекали на 1,5-2 часа после рабочей смены. Нас, учеников, использовали, как говорится, на всю катушку. В качестве поощрения нам выдавали талон, на который отоваривали в столовой: давали 100 грамм хлеба и порцию ячневого или горохового супа, заправленного ложкой растительного масла.
Через 3 месяца учебы мне доверили самостоятельную сдельную работу: я трудился в две смены по 12 часов и двумя выходными в месяц.
Следует отметить, что во всех цехах завода, особенно прокатных, нагрузка на оборудование была очень высока, и оно часто выходило из строя. Поэтому механический цех, в котором работали более 100 человек, был загружен до предела. Он располагал оборудованием для изготовления самых сложных изделий. Литейный участок был способен отливать не только детали, но и прокатные валки. Опытные специалисты работали круглосуточно. Но все же нередко бывало и так, что механики цехов стояли в очереди за изготовленными деталями.
Понимая всю важность данного подразделения, главный механик завода Павел Сергеевич Стефановский начинал свой рабочий день с цеха № 10. Он знал всех рабочих цеха по имени и обличию и лично воодушевлял их на досрочное выполнение заданий.
Миллионы тружеников тыла не покладая рук трудились в промышленности и сельском хозяйстве во имя Победы. В их числе были и рабочие Нытвенского завода: токари Николай Аликин, Василий Аликин, Тамара Кузнецова; слесари Анатолий Аликин, Николай Кольцов, Геннадий Пачин; расточник Павел Воронин; зуборезчик Михаил Винокуров, (кто?) Василий Плешков; мастер смены Нил Гаврилович Выломов. К сожалению, сегодня их с нами нет.
Закончилась война. К счастью нашей семьи, папа в конце мая 1945 года вернулся домой, пройдя дорогами войны от Москвы до Берлина. Мне был дан совет: «Сынок, тебе надо учиться, я и мама будем работать». И уже осенью 1945 года я поступил учиться. После окончания техникума вернулся на свой родной завод, которому отдал все свои трудовые годы.
Л. Н. Каменских,
почетный ветеран завода, фрезеровщик цеха № 10 в 1942-1945 гг.
|