Публикация в газете "Мотовилихинский рабочий"
280 лет «Мотовилихе»
9-дм береговые стальные мортиры
В Петербурге, в военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи среди других экспонатов есть 9-дм береговая стальная мортира, изготовленная на Пермском пушечном заводе.
Опытная 9-дм мортира была заказана Пермскому заводу в 1870 году. Для ее изготовления был взят ствол, предназначенный для 8-дм пушки, но испорченный при сверлении. Ствол был обрезан, рассверлен до 9 дюймов и скреплен кольцами. Изготовленная таким образом мортира была снабжена поршневым замком Трель-де-Болье чертежа, принятого для 9-дм береговых пушек.
К началу 1871 года мортира была испытана. Решено было приступить к валовому производству стальных мортир. Но, так как станок для мортиры был первоначально спроектирован для 9-дм медной мортиры весом 5520—5570 кг, то и стальная мортира должна была иметь такой же вес. Кроме того, решено было увеличить длину ствола серийной мортиры на 1 калибр и сделать его толще.
В 1871 году Пермский завод получил заказ на 20 9-дм стальных мортир с поршневым замком Трель-де-Болье. В 1872 году этот заказ увеличен до 40 мортир.
До закрытия навигации 1874 года Пермский завод сдал 21 9-дм стальную мортиру.
В 1910 году на службе было 160 9-дм береговых мортир Пермского завода. Для сравнения замечу, что Обуховским заводом для Военного ведомства к 1900 году была изготовлена 81 9-дм мортира, в том числе десять мортир для флота.
Первое боевое применение русских 9-дм мортир состоялось 13 августа 1877 года при перестрелке с турецкими броненосцами у Севастополя. В 1877 году в Морское ведомство было передано десять 9-дм береговых мортир обр. 1867 г.
В кампанию 1879 года 9-дм береговые мортиры обр. 1867 г. были установлены на броненосце «Петр Великий», башенном фрегате «Адмирал Лазарев» и плавбатарее «Кремль». В кампанию 1879 года 9-дм мортиру установили на плавбатарею «Первенец». На плавбатарею «Не тронь меня», фрегаты «Грейг» и «Спиридов» 9-дм мортиры были назначены, но не устанавливались, а хранились в порту, на суда они должны были поступить в военное время.
9-дм мортиры очень разрушительно действовали на палубы «своих» кораблей. Так, в 1879 г. стрельба на «Первенце» из 9-дм мортиры зарядами в 10,2—13,5 кг крупнозернистого пороха при угле возвышения в 45 град. привела к серьезным разрушениям. АО МТК запретило вести практическую стрельбу из 9-дм мортир зарядами более 8,6 кг. Для сравнения скажу, что в береговой артиллерии наибольший заряд 9-дм мортиры составлял 12,7 кг крупнозернистого пороха.
Осенью 1914 года в Кронштадте был сформирован Первый тяжелый мортирный полк в составе двенадцати 9-дм береговых мортир. Полк был отправлен на фронт, и с 23 октября по 2 ноября 9-дм береговые мортиры участвовали в штурме австро-венгерской крепости Перемышль.
9-дм береговые мортиры в большинстве своем продолжали состоять на вооружении, по крайней мере, до 1917 года. Так, к примеру, на 1 июля 1916 года на береговых батареях Владивостока насчитывалось 16 старых 9-дм мортир обр. 1867 года с поршневым замком, изготовленных на Пермских пушечных заводах.
|