07.09.2016 | Статья в газете "Мотовилихинский рабочий"
Автор: Вячеслав Иванов
Юбилей
Стала «Мотовилихе» родной
Сегодня ровно 40 лет с момента первой ковки произведенной на «Мотовилихинских заводах» на радиально-ковочной машине. Роберт Краловец – Президент австрийской фирмы-изготовителя РКМ не зря назвал в своей поздравительной телеграмме это событие историческим.
В 1976 году впервые в мире на РКМ была откована толстостенная коническая труба длиной в десять метров. До той поры поковок такого размера еще не было. Еще одна особенность «мотовилихинской» РКМ – ее поковки отличаются малыми припусками, то есть по своим габаритам фактически соответствуют так называемым «беловым» заготовкам. В 1976 году и последующее время цех № 31 так и назывался – «цех прогрессивных заготовок».
Любопытно, но на страницах заводской газеты той поры не нашлось места для репортажей ни о строительстве нового просторного корпуса, вместившего два столь важных для «Мотовилихи» цеха - №№ 31 и 2, которые и сегодня во многом «определяют погоду» на предприятии, ни о дебюте радиально-ковочной машины. Сыграла роль секретность, хотя такое событие не осталось для заводчан незамеченным.
С момента монтажа и пуска РКМ прошло уже 40 лет, но на нашем предприятии остались свидетели тех, поистине исторических событий.
- Мы в то время оканчивали учебу в механическом техникуме имени Славянова, - рассказывает слесарь по ремонту горячего оборудования Александр Шибанов. – И к нам, выпускникам, пришли представители завода, которые рассказали о строительстве нового цеха, где будет установлена австрийская ковочная машина, отличающаяся высокой точностью. И нас пригласили работать именно в 31-м цехе.
Когда, получив дипломы, ребята пришли на завод, ящики с деталями и узлами машины уже были на «Мотовилихе». Предстояло собрать и установить РКМ. И выпускники приняли участие в монтаже австрийского оборудования. Основным же подрядчиком по монтажу были специалисты из треста «Уралхиммонтаж» во главе с Александром Тихоновым. Они прекрасно разобрались в зарубежном оборудовании и сумели не только установить машину, но и отладить ее работу.
- Помню, как впервые из нагревальной печи доставали слиток для ковки, а весил он три тонны. Нам всем казалось, что зажимные рычаги слишком слабые, и им не удержать такую махину. Но все обошлось. Конструкция оказалась надежной, - продолжает свой рассказ Александр Шибанов.
Подобные машины в те же годы были заказаны Советским Союзом для предприятий Электростали и Волгодонска. Но там их уже лет 20, как нет. Среди причин, повлекших столь ранее списание оборудования, - отсутствие постоянного контроля чистоты и исправности узлов и агрегатов РКМ. Наши специалисты, бывая в командировках на предприятии в Электростали, были удивлены тому плачевному состоянию, в котором находилась здешняя РКМ. А ведь машина на тот момент была довольно новой. «Мотовилихинцы» рассказали коллегам, что в Перми такого отношения к технике не допускается.
- У нас надежный слаженный коллектив, - говорит заместитель начальника цеха по подготовке производства Вячеслав Огарышев. – Когда начинается профилактический ремонт РКМ, участвуют в нем все. Люди относятся к машине, как к матушке-кормилице, постоянно чистят ее, моют, следят за тем, чтобы она была в исправном состоянии.
Многие из тех, с кем нам довелось говорить в эти дни, отмечали особую атмосферу в цехе, который живет и работает, как одна большая и дружная семья. А потому, как в каждой нормальной семье здесь нет распрей, взаимных претензий, например, между коллективами участков. Наверное, поэтому, из-за особой атмосферы, здесь так надолго задерживаются люди. И начальник цеха Валерий Городилов, и его заместитель Вячеслав
Огарышев, как и Александр Шибанов, начинали свои трудовые биографии с рядовых должностей, а выросли до руководителей коллектива.
Яркий пример такой преданности цеху, его производству и коллективу – его начальник Валерий Городилов, который работает здесь с 1983 года. Записи в его трудовой книжке рассказывают только о перемещении Валерия Городилова по служебной лестнице внутри цеха, а также с изменением статуса самого цеха.
- В 31-й я пришел после армии, - рассказывает Валерий Николаевич. – В ту пору устроиться сюда было необычайно сложно, практически невозможно. Наверное, не взяли бы, да сказал, что пел когда-то в хоре. В цехе тогда была интенсивная творческая жизнь. Кроме хора было два танцевальных ансамбля и вокально-инструментальный.
Валерий Городилов стал работать слесарем-ремонтником на РКМ. Без отрыва от производства поступил учиться в техникум имени Славянова. После этого ему предложили должность старшего мастера сварочного участка.
Потом Валерий Николаевич работал начальником смены, долгое время - заместителем начальника цеха, а в 1997 году стал его начальником.
При его непосредственном участии проходили все модернизации РКМ. После той, что прошла в 2013 году, сотрудники цеха добавили в номенклатуру выпускаемых изделий длинные трубы, которые первоначально машина ковать вроде бы и не могла. Но, как говорит Валерий Городилов, помогла российская смекалка, или, если говорить точнее, различные приспособления, придуманные в цехе. Новая заготовка для бурильных труб достигает в длину 15 метров, но сейчас в цехе «примеряются», чтобы попробовать отковать для нефтяников 16-метровую бурильную трубу, которая сейчас весьма востребована на рынке. Но для этого потребуется построить новую, более длинную, нагревальную печь, либо реконструировать и удлинить уже имеющуюся.
В планах администрации «Мотовилихи» и модернизация печи ИНТ, где происходит закалка бурильных труб. Ожидается, что эта работа будет проведена весной будущего года. Часть нужных для этого запчастей уже закуплена.
По оценкам специалистов из Пермского научно-исследовательского технологического института, аналогичных машин в таком рабочем состоянии в России больше нет. Не смотря на солидный - 40 лет – возраст, машина по-прежнему работает, она сохранила все свои функции. И все это благодаря людям, которые трудятся в 31-м цехе.
|