Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры - аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.
Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах с сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). Согласно закону «О специальной оценке труда» рабочие места в России с 2014 года будут разделены на четыре категории: «оптимальный класс», «допустимый класс», «вредный класс» и «опасный класс».
От уровня класса будут зависеть компенсации работникам за вредные или опасные условия труда, а также размер страховых взносов со стороны работодателя.
Производить оценку - не реже чем раз в пять лет - будет независимая организация, в которой есть аттестованные эксперты и необходимое измерительное оборудование. Поводом для повторной оценки может послужить несчастный случай на рабочем месте или болезнь, вызванная вредными условиями труда. Предусмотрена также «государственная экспертиза условий труда». Если профсоюзы или работники не согласны с результатом обычной экспертизы, они могут в досудебном порядке обратиться в Роструд, и он проведет повторную оценку, которая для данного предприятия будет бесплатной.
Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда. В деятельности комиссий, осуществляющих специальную оценку условий труда, обязательно будут участвовать представители профсоюзов. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости производить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Дополнительный тариф страховых взносов для производств с вредными условиями труда в 2013 году - 4%, в 2014 году - 6%, с 2015 года - 9%. То есть идет увеличение тарифа.
Кроме того, внесены изменения в порядок формирования досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда.
С 1 января 2017 года предприятиям разрешается сделать выбор: или перечислять дополнительный тариф в государственный пенсионный фонд, или заключить договор с НПФ и страховые взносы по дополнительному тарифу перечислять в негосударственный пенсионный фонд (Федеральный закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», глава 2 «Требования к досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Особенности деятельности фонда по досрочному пенсионному обеспечению»). Предусматривается, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда в случае формирования работодателями систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и формирования у работников прав на социальные гарантии в указанных системах с уплатой работодателями соответствующих взносов.
Кроме того, предусматривается сохранение за работником права на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования в части, пропорционально уплаченным за него работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховым взносам по дополнительным тарифам.
Материал подготовлен ННПФ РТ «Берсил»
Контактные телефоны: (843) 238-94-21 (843) 265-95-96 E-mail:
bersil@mail.ru