Письмо Премьер-министру РТ И.Ш.Халикову
Премьер-министру Республики Татарстан И.Ш. Халикову
Об индикаторах оценки качества жизни
Уважаемый Ильдар Шафкатович!
Индикативная оценка управленческих решений востребована, как в рамках достижения поставленных целей, так и в части формирования прогнозных значений показателей качества жизни на предстоящие периоды.
На сегодняшний день данная задача приобретает особо важное значение.
С одной стороны в 2015 году завершается «Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы». С другой - республика активно занимается разработкой проекта современной «Стратегии развития Татарстана до 2030 г.», где главный актив Стратегии - человек, а качество жизни населения и качество человеческого капитала определены как стержневые задачи, решение которых позволит реализовать конституционные принципы достойной жизни (достойного труда, достойной заработной платы, охраны труда и т.д.) и приблизит нас к Евростандартам. Это современный взгляд и правильная идеология, которая может и должна стать и идеологией индикативного управления.
По нашему мнению, именно такие цели необходимо взять за основу при формировании индикаторов, которые отражали бы актуальность и остроту проблем в сфере обеспечения качества жизни населения и привели бы к их последующему решению.
В связи с недавно состоявшимся заседанием Кабинета Министров РТ (29 мая 2014 г.), где рассматривались итоги реализации министерствами и ведомствами индикаторов оценки качества жизни в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 12.02.2014 г. № 82 «Об утверждении Государственного задания на управление республиканским органам исполнительной власти по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2014-2016 годы» возникли отдельные предложения.
Основной социальной проблемой по обеспечению качества трудовой жизни (а в последующем - и пенсионной) является заработная плата, по уровню которой республика занимает 28-29 место в России, в то время как по основным макроэкономическим показателям - Татарстан в десятке лидирующих регионов.
По итогам 2013 г. замедлился рост как номинальной, так и реальной заработной платы. Снизилась её покупательная способность, что, в частности негативно отразилось на развитии экономики.
Между тем, в разрезе отраслевых министерств реального сектора экономики, а также Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерства экономики РТ, Министерства промышленности и торговли РТ нет установленных индикаторов регулирования уровня жизни в части оплаты труда (за исключением Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ). В республике не уменьшаются проблемы, связанные с охраной труда и его безопасностью. Достаточно сказать, что третий год подряд Татарстан лидирует в ПФО по уровню смертельного травматизма. Продолжается рост числа работающих в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях труда (2010 г. - 26,6 %, 2013 г. - 33%). Этот показатель не только не утратил своей актуальности, но и свидетельствует о серьезном ухудшении ситуации в сфере охраны труда и требует принятия корректирующих управленческих решений. Между тем данный показатель ранее безосновательно исключен из состава индикаторов, хотя в настоящее время имеет возросшую остроту. В индикаторах на 2014-2016 годы учтен лишь один единственный показатель, не имеющий высокой информативности - «число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих».
С учетом сложившихся негативных тенденций в сфере охраны труда считаем необходимым дополнительно внести следующие индикаторы:
- «удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам»;
- «показатели смертельного и тяжелого травматизма».
Кроме того, целевым задачам Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ соответствуют и другие социально-значимые индикаторы, требующие своего мониторинга и принятия решений, которые не отражены в составе прогнозных показателей:
- «среднемесячная номинальная заработная плата в целом по РТ»;
- «удельный вес трудоустроенных безработных на постоянные рабочие места»;
- «трудоустройство молодежи с предоставлением первого рабочего места»;
- «создание высокопроизводительных рабочих мест (в соответствии с Посланием Президента РТ)»;
- «показатели распространенности неформального рынка труда».
В современных условиях абсолютным приоритетом социальной
политики становится демография (в связи с повышением доли пенсионеров и проблемой трудовых ресурсов). Вызывает обеспокоенность состояние здоровья трудоспособного населения и высокий уровень смертности, особенно мужского населения.
На наш взгляд, в рамках сложной демографической ситуации представляется нецелесообразным исключение индикаторов, применявшихся ранее, таких как:
- «смертность населения трудоспособного возраста»;
- «смертность материнская».
При этом включенный на 2014-2016 гг. индикатор «отношение количества фактически предоставленных фельдшерско-акушерскими пунктами услуг к нормативному значению» далеко не является адекватной заменой вышеназванным индикаторам, а лишь упрощает возможность его выполнения. В этой связи видится необходимым восстановить данные индикаторы в действующем постановлении.
Бюджет - это серьезнейший инструмент социально - экономической политики Татарстана. С одной стороны, он оказывает влияние на экономический рост и динамику инфляции, с другой - это драйвер социальных преобразований и главный финансовый документ республики, который определяет качество жизни татарстанцев.
Именно поэтому предлагаем включить в состав индикаторов «показатель бюджетной обеспеченности на душу населения», как один из главных индикаторов бюджетной политики Татарстана.
Считаем также необходимым установить соответствующие индикаторы бюджетной обеспеченности в разрезе отдельных министерств и ведомств, которые в предшествующие годы также учитывались в рамках индикативного управления.
В целях регулирования роста доходов муниципальных образований предлагаем дополнить постановление ранее исключенным индикатором: «доля расходов бюджетов муниципальных образований (без учета субвенций) в общем объеме расходов консолидированного бюджета». Принятие корректирующих решений по данной проблеме повысит уровень самодостаточности муниципальных районов, что несомненно повысит качество жизни населения.
Признавая определяющую роль министерства экономики РТ в прогнозировании макроэкономических показателей, считаем необходимым дополнить постановление Кабинета Министров РТ основополагающими прогнозными индикаторами качества жизни: «размер среднемесячной номинальной заработной платы» в отраслевом аспекте и «доля заработной платы в ВРП», что станет серьезной базой индикативного управления в сфере оплаты труда и послужит развитию и росту экономики.
На наш взгляд индикатор оплаты труда должен стать ключевым для каждого министерства и ведомства. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 гг. считаем необходимым разработать и отразить как крайне необходимые индикаторы - показатели снижения бедности, роста среднего класса, сокращения социального неравенства, что серьезно характеризует динамику качества жизни и благосостояния государства.
Рассматриваем включение предложенных индикаторов, как повышение значимости государственного задания, что ориентирует органы власти на активный и долговременный мониторинг ситуации вплоть до окончательного решения проблем.
Председатель Федерации профсоюзов Республики Татарстан Т.П. Водопьянова
Информация взята с сайта ФП РТ
|