14.10.2015 |
В марте этого года "Солидарность" писала о готовящемся объединении шести профсоюзов "оборонной" направленности. Профавиа, Оборонпроф, Роспрофмаш, профсоюз работников автосельхозмашиностроения и два профсоюза судостроителей решили создать одну большую организацию, чтобы легче было отстаивать права работников. Как выяснила "Солидарность", за прошедшие полгода один из профсоюзов перешел в статус наблюдателя за процессом, зато сам процесс продвинулся далеко вперед.
Предыстория - см. "Солидарность" № 12, 2015
КУРС НА СБЛИЖЕНИЕ
Разговоры о необходимости слияния родственных профсоюзов ведутся давно и упорно, однако едва ли не единственным удачным примером из новейшего времени остается объединение трех профсоюзов гражданских служащих Вооруженных сил в апреле 2011 года (см. "Солидарность № 17, 2011). Тем не менее уже скоро могут объединиться в один еще пять профсоюзов. Интересно, что они тоже имеют отношение к военной тематике: это профсоюз работников оборонной промышленности (Оборонпроф), машиностроителей (Роспрофмаш), работников автосельхозмашиностроения, авиационной промышленности (Профавиа), а также судостроения, судоремонта и морской техники (Судпроф). Весной в этом списке числился еще профсоюз работников судостроения (не путать с упомянутым выше Судпрофом), но, как сообщил "Солидарности" председатель Судпрофа Евгений Васильев, коллеги пока что предпочитают статусу активных участников процесса статус наблюдателей. Что, впрочем, не исключает возможности влиться в общий поток позже. Объединение всех этих профсоюзов позволит создать организацию численностью более миллиона человек. Решив проверить, как идут дела в этом направлении, "Солидарность" пообщалась с представителями нескольких профсоюзов. Выяснилось, что специальная рабочая группа уже подготовила проект соглашения. По нему четыре профсоюза вливаются в Профавиа, который к тому времени переименуется, предположительно, в профсоюз работников промышленности (без указания, какой именно). Но наши респонденты подчеркивают, что речь идет о равноправном объединении организаций, а не о поглощении одних профсоюзов другим. - Принципиально мы договорились об одном - что будем строить организацию путем присоединения к одному из профсоюзов. То есть один из профсоюзов сохранит свое юридическое лицо. Когда происходит реорганизация по принципу объединения или слияния, то ликвидируются все юрлица тех организаций, которые участвовали в процессе, и создается новое юридическое лицо. Вот здесь происходит разрыв, то есть в какой-то момент возникает "вакуум финансовой власти". Мы посчитали, что это нецелесообразно. Но при этом, конечно же, присоединение - это просто форма. А на самом деле мы объединяемся как равноправные профсоюзы, ничьи интересы не должны быть ущемлены. Мы из соображений разумности будем подходить и к формированию коллегиальных органов, и к кандидатуре будущего председателя, - рассказывает председатель Оборонпрофа Андрей Чекменев. По его словам, у партнеров имеются и разные взгляды на некоторые вопросы, но "они ни в коей мере не повлияют на то, что работа завершится". Главное, считает Андрей Чекменев, в том, что профсоюзы договорились вынести наработки межпрофсоюзной группы на обсуждение своих коллегиальных органов. Это будет происходить в течение следующего года. Предполагается, что общий, "объединительный" съезд соберется после того, как Профавиа закрепит необходимые положения на собственном съезде в октябре 2016-го. Председатель Роспрофмаша Николай Шатохин добавляет, что коллеги договорились и о размерах будущих отчислений: 75% взносов, как предполагается, будут оставаться в первичных профорганизациях, а 25% будут идти на общепрофсоюзную деятельность. Договорились и о том, что структура нового профсоюза должна остаться традиционной: первичные, территориальные и центральные органы никуда не исчезнут. Другое дело, что необходимо будет решать вопросы о слиянии теркомов. По предварительной информации, полученной нами от Андрея Чекменева, в регионах наиболее многочисленные организации станут вбирать в себя те, что поменьше. Как, собственно, это и планируется на федеральном уровне, где базой для объединения выбран Профавиа (около 400 тысяч членов профсоюза). Договорились и о том, что отраслевое тарифное соглашение с Минпромторгом и Союзом машиностроителей России будет одно на всех, но к нему могут добавляться приложения, как говорит Николай Шатохин, по отдельным отраслям. Кроме того, продолжится практика заключения территориальных отраслевых соглашений - там, где она есть сейчас. СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ Пока что, говорит председатель профсоюза машиностроителей, в связи с предстоящим объединением остается несколько спорных вопросов. Например, нужно ли будет членам нового профсоюза переписывать заявления о вступлении в него и об отчислении взносов? - Наши правовики говорят, что якобы если в договоре [об объединении] будет упоминаться, [что люди переходят в другой профсоюз], то не надо. Хотя у меня большие сомнения, откровенно скажу. Надо ли членам профсоюзов переписывать заявления о перечислении взносов? Якобы если в договоре это будет учтено и соответствующим образом оформлено, то, может быть, и не нужно. Но это тоже большой вопрос, - сомневается Николай Шатохин. - Тут надо разбираться. По информации "Солидарности", уже в октябре этого года председатели объединяющихся профсоюзов должны подписать некое принципиальное соглашение о том, в какие конкретные сроки проводить необходимые съезды и пленумы для подтверждения намерений и обсуждения деталей процесса. Председатель Судпрофа Евгений Васильев, правда, узнал об этом только от нас. По его словам, его пока никуда не звали, но сам Судпроф 13 октября намерен провести заседание центрального комитета. По плану, ЦК выработает рекомендации по вопросу объединения для съезда профсоюза, который пройдет 12 апреля следующего года. - В общем, все в работе, но это быстро не делается. Плюс там есть еще определенные противоречия, поэтому надо убеждать народ. Сможем убедить, не сможем - по проценту отчисления, по структуре... Потому что во всех профсоюзах уже есть сложившаяся система финансовых потоков. Надо как-то все это дело приводить в единую форму. Есть вопросы, но, в общем-то, движение определенное также есть, - резюмирует Евгений Васильев. При этом профлидер отмечает еще одну потенциальную проблему - кадровую. Ведь в каждой территориальной организации всех пяти профсоюзов есть свой штат. И по пять председателей, конечно, на объединенный терком не потребуется. Возможно, не везде пригодится и такое количество юристов, хотя профсоюзы традиционно жалуются на их нехватку. - Поэтому кого-то надо будет либо переводить на другую должность, либо отправлять на пенсию, либо еще что-то, - говорит Евгений Васильев. - А ведь это все люди. А кто-то может сказать: "У меня более сильный юрист"... Есть определенные сложности в этом. Возможно, ответ имеется у председателя Профавиа и главы межпрофсоюзной рабочей группы Николая Соловьева. Но, к сожалению, во время подготовки материала он оказался недоступен для комментариев в связи с рабочей командировкой. "Солидарность" продолжит следить за процессом объединения профсоюзов.
Информация взята с сайта Профавиа |