20.01.2012 | Социальное партнерство в современных условиях
Социальное партнерство, в основе которого лежат принципы трипартизма, осложняется рядом факторов присущим современной действительности. К ним относятся:
-неудовлетворительное состояние экономики; -слабая нормативно-правовая база социального партнерства; -дефицит социальной ответственности участников партнерских отношений. Не открою Америки, если скажу, что на протяжении многих лет не было подлинно самостоятельных и независимых профсоюзов. Почему? Объяснение очень простое. С самого начала своего существования профсоюзы выполняли некоторые функции государства, например, по управлению хозяйством и даже управлением предприятиями. Позднее это назвали сращивание профсоюзов с органами государства. Ничего плохого в этом не было - такова была система, спасибо, что не назвали по-другому. В дальнейшем социально-трудовые отношения профсоюзов и государства получили название «государственно-патерналисткими». «Патернализм» словарем разъясняется, как политика империалистических держав, проводимая под видом «отеческой заботы» странам, фактически ведущая к их экономическому закабалению. В советское время, может, и была отеческая забота государства к профсоюзам, но конечно не с целью закабаления. Да, огосударствление профсоюзов было. А как по-другому, если государство полностью передало им управление социальным страхованием, руководство санаторно-курортным делом и профсоюзы очень эффективно с этим справлялись. Каждый желающий или нуждающийся человек за символическую плату мог ежегодно ездить в любой санаторий Советского Союза. А сегодня, когда руководство этими структурами передали самым «эффективным» менеджерам, кто имеет возможность поправить свое здоровье в самом захудалом санатории? Правильно, трудный вопрос. Профсоюзы участвовали и в распределении продовольственных и промышленных товаров, точнее осуществляли контроль за этим, а также за соблюдением трудового законодательства, за состоянием производства и техники безопасности. Постоянно занимались организацией социалистического соревнования, трудовой дисциплиной, движением изобретателей и рационализаторов и т.д. Подобная система работы, несомненно, ограничивала первичную сущность профсоюзов по представлению и защите интересов работников. С другой стороны, чем больше внимания уделяет государство решению социальных вопросов, тем лучше профсоюзам. Например, в Швеции уровень государственных социальных гарантий очень высокий и поэтому профсоюзам немного остается работы. В тоже время у них профсоюзы совершенно независимы от государства и работодателей, и это не голословное заявление, а решение правительства этой страны. Несмотря на большие изменения в России почти все существовавшие черты системы социально-трудовых отношений сохраняются и сегодня. Авторы одной из книг о профсоюзах отмечают удивительную способность профсоюзов воссоздавать привычные для себя формы работы. «Так, заседания региональных трехсторонних комиссий по набору рассматриваемых вопросов напоминают партхозактивы советских времен, а руководство отраслевых профсоюзов зачастую решают, прежде всего, интересы отрасли и лишь во вторую очередь интересы членов профсоюза». Трудно ответить, что здесь правильно, а что нет. Порой надо быть в одной связке с работодателем, в другом случае - непосредственно надо отстаивать интересы конкретного члена профсоюза от произвола конкретного представителя работодателя. Обычно в ходе акций профсоюзов требования выдвигаются в основном государственным структурам, иногда они в едином пакете с руководством предприятий. Как показала практика протестных действий профсоюзов, все претензии выдвигались кому угодно, но не конкретным работодателям. Никто из профсоюзов не ссорится с работодателем. Это и понятно, потому что при современной системе вертикали власти мало что зависит от руководства на местах. На местах мало что изменилось и в профсоюзе. Как и раньше, продолжаем заниматься летним отдыхом детей, культмассовой работой, распределением материальной помощи, новогодних подарков. Многие предцехкомы являются помощниками начальников цехов по социальным или воспитательным вопросам. В составы профкомов и цеховых комитетов входят заместители директоров и начальников цехов, т.е. люди, которые по своим должностным обязанностям отстаивают интересы, прежде всего, работодателя. Что они делают в составе профкомов - непонятно. Сегодняшний работодатель представляет довольно смутно сущность социального партнерства. Одни никак не могут освободиться от привычных стереотипов командно-административной системы, другие только начинают осознавать необходимость внедрения в практику социально-трудовых отношений подходов, присущих развитым странам. Были проведены исследования среди руководителей предприятий и лишь 5-6% опрошенных ответили, что видят в партнерстве способ, дающий возможность наемным работникам добиться для себя приемлемых социальных гарантий и льгот, в том числе и за счет отказа от конфронтации с работодателем. Большинство работодателей склоняется к тому, что это способ давления на правительство с целью создания благоприятных условий для развития предприятия и способ разрешения социальных и производственных конфликтов. Отечественная модель социального партнерства скопирована с западных стандартов жизни, в основе которых лежат конвенции МОТ. В нашей стране начало было положено после забастовочной активности трудящихся в 1991 году. Первым документом стал Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров». Неудовлетворительное состояние экономики в стране не может дать положительный эффект социальному партнерству. Тем не менее, это не может служить основанием для консервирования и свертывания диалога. При уровне зарплаты в размере двух прожиточных минимумов, а иногда и меньше, мы не имеем право говорить о равноправном социальном партнерстве. Игра идет в одни ворота. Ориентируясь на позицию власти, работодатели часто не хотят считаться с профсоюзами. Был в нашей отрасли подобный руководитель, чуть что не понравится в действиях профкома сразу крик - «Перекрою кислород...!». На лицо серьезный дефицит социальной ответственности у отечественного бизнеса. Государству и профсоюзам надо добиваться скорейшей разработки правовых актов, направленных на повышение ответственности сторон. За последние годы произошли большие изменения в самой структуре предприятий и смене руководства, которые значительно повлияли на изменения взаимоотношений в социальном партнерстве. Никто сегодня не будет отрицать - где в организациях есть профсоюзы - там заключены коллективные договоры и недостатков на порядок меньше. Социальная ответственность профсоюзов состоит в том, чтобы обеспечить защиту социально-трудовых интересов работников и при этом не перейти ту грань, за которой рост социальной напряженности становится необратимым. Часто профсоюз упрекают в накале страстей, так сказать в «раскачивании лодки», но это вторично, так как профсоюзные действия являются почти всегда реакцией на социальную политику, проводимую работодателями и государством.
Председатель УРО «Оборонпроф» Григорий Черных |