Письмо Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину
Председателю Правительства РФ
Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Ижевский автозавод – одно из крупнейших предприятий Ижевска и Удмуртской Республики. В разные годы здесь трудилось до 15 тысяч человек. Формировались трудовые династии, появлялись традиции. Работать на Ижевском автозаводе считалось престижным. Внук гордился, если работал на одном конвейере с дедом.
В 2005 году автозавод открыл производство автомобиля KIA Spectra, начав первым среди российских автопроизводителей работать в режиме «промышленной сборки» согласно Постановлению № 166 Правительства РФ.
Печальный перелом произошел в мае 2009 года, когда из-за последствий финансового кризиса, вследствие изменений курса рубля по отношению к доллару, закупать машинокомплекты в Корее для производства автомобилей по лицензии KIA Motors стало нерентабельно. Предприятие теряло в среднем по тысяче долларов при производстве каждого автомобиля. Поэтому было принято решение о приостановке производства. Оборудование было законсервировано. Персонал отправлен в вынужденные отпуска.
Однако неработающий завод не способен зарабатывать. Была произведена оптимизация численности персонала. В период с мая по август 2009 года численность работающих на «ИжАвто» изменилась с 5,5 до 3 тысяч человек.
Коллектив молодой (средний возраст, например, по основным рабочим 35 лет) и очень мобильный - обновляющийся, совершенствующийся, растущий вместе с заводом. Производство автомобиля определяют не только технологии. Высокие как по российским, так и по мировым меркам показатели качества работы предприятия - лучшее доказательство качества «человеческого капитала». Сюда пришло работать уже третье поколение рабочих, то есть те, чьи бабушки и дедушки строили предприятие, а отцы и матери осваивали здесь выпуск ижевского автомобиля.
Треть работников ОАО «ИжАвто» имеют высшее и среднеспециальное образование. Это вдвое выше среднего показателя среди промышленных предприятий Удмуртии.
Все уволенные сотрудники получили гарантийные письма, дающие возможность вернуться на автозавод в случае загрузки его мощностей и нехватки персонала. Многие из них готовы это сделать, поскольку имидж «ИжАвто» как одного из лучших работодателей Удмуртии до сих пор сохранился.
Кроме того, сотрудники Ижевского автозавода – это, прежде всего, жители Ижевска со своими социальными проблемами. Сегодня в городе не так-то просто найти работу по своей специальности, а сократить оставшийся персонал - значит создать дополнительную напряженность на рынке труда.
Неработающий завод потерял возможность обслуживать свои кредитные обязательства. На сегодняшний день долг «ИжАвто» перед кредиторами составляет более 14 млрд рублей. Основные кредиторы Ижевского автозавода – Сбербанк России (более 8 млрд рублей), «Альфа-Банк», «Ак-Барс Банк» и др.
За последнее время завод посетили многочисленные делегации высокопоставленных чиновников, представителей банков и госкорпораций. Отзывы об уровне технической оснащенности и кадровом потенциале Ижевского автозавода неизменно оставались самыми высокими.
Меры, предпринимаемые руководством предприятия и правительством республики по возобновлению производства, пока не принесли ожидаемых результатов. 25 февраля 2010 года на первом Собрании кредиторов было принято решение о введении внешнего управления сроком на 18 месяцев, что и было утверждено определением Арбитражного суда УР 4 марта 2010 года. 4 мая 2010 на втором Собрании кредиторов утвержден план внешнего управления, который предусматривает возобновление сборки автомобилей ВАЗ и KIA.
Тем не менее, на 19 мая 2010 года каких-либо изменений в состоянии автозавода не произошло. Конвейер по-прежнему не работает, персонал по-прежнему находится в простое. Финансовые ресурсы на выплату зарплаты на исходе.
Сегодня в средствах массовой информации много говорится о выделении предприятиям автомобильной отрасли государственной поддержки. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утверждена стратегия развития российского автопрома до 2020 года. Однако при этом нигде не упоминается «ИжАвто», а ведь это один из крупнейших автозаводов России, к тому же имеющий самую современную техническую базу.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас посетить наш завод с целью дать оценку состоянию российского автопрома, в частности оценить производственные мощности нашего предприятия, и высказать мнение относительно будущего Ижевского автозавода и его работников, а также рассмотреть возможность включение «ИжАвто» в программу господдержки российского автопрома, наряду с такими автопроизводителями, как «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «КАМАЗ».
По поручению трудового коллектива и
ветеранов Ижевского автозавода
председатель первичной профсоюзной
организации ОАО «ИжАвто»
С.Д. Двоеглазов |