20 января 2012 года в г. Нижний Новгород состоялась встреча депутата Государственной Думы РФ Валерия Владимировича Трапезникова с профсоюзным активом Нижегородских предприятий оборонных отраслей промышленности. Трапезников В.В. представитель профсоюза трудящихся авиационной промышленности, прошел в Государственную Думу РФ как выдвиженец Общероссийского народного фронта от г. Пермь.
По итогам встречи на имя Трапезникова В.В. направлен следующий документ.
Депутату Государственной Думы РФ
В.В.Трапезникову
Уважаемый Валерий Владимирович!
По результатам Вашей встречи с профсоюзным активом Нижегородский предприятий оборонных отраслей промышленности 20 января 2012 года в городе Н.Новгороде Исполкомом Нижегородской ассоциации профсоюзов оборонных отраслей промышленности подготовлена Записка по проблемным вопросам развития предприятий ВПК.
1. Отсутствие гарантированного на длительный период гособоронзаказа не стимулирует предприятия на модернизацию производственных мощностей по изготовлению боевой техники и вооружений. А предприятия, осуществляющие техническое перевооружение по этой причине зачастую не могут возвратить полученные кредиты на закупку современного оборудования, ухудшая тем самым и без того свое сложное финансовое положение.
2. Подход к ценообразованию через использование по долгосрочным контрактам механизма индексации цен на изделия, в условиях когда цены на покупные комплектующие изделия и радиоэлементы, в т.ч. межотраслевого применения, не согласованы с ВП МО на предприятиях смежников и отсутствием возможности согласовать с высокой точностью накладные расходы предприятия, делают заведомо убыточным цены по ГОЗ для предприятия изготовителя. Кроме того, в 2011 году контракты на выполнение ГОЗ своевременно не были заключены и не были перечислены авансы на закупку товарно-материальных ценностей для запуска в производство изделий. До поступления в середине года контрактов предприятиям заранее пришлось привлекать кредиты, для выполнения ГОЗ в сжатые сроки, иначе, учитывая длительный производственный цикл, изделия не были бы изготовлены. Однако, в отличие от головных исполнителей Министерство обороны не компенсирует проценты по банковским кредитам в цене изделий, в связи с чем предприятия несут значительные убытки.
Штрафные санкции по несвоевременному исполнению контрактов направлены на получение необходимого дохода МО, а не на компенсацию потерь.
В связи с этим необходимо:
1. Стимулировать модернизацию предприятий ОПК длительным государственным заказом, льготным досрочным кредитованием. Создать условия для налогового, таможенного, и кредитного стимулирования программ предприятий ОПК в направлении технического перевооружения на основе законодательной, нормативной базы и защищенных статей бюджета РФ. Профинансировать из бюджета отраслевую науку и НИОКР по контрольным видам техники и вооружений, в том числе по перспективным направлениям с учетом возможных будущих военных угроз.
2. Для освоения серийного производства изделий необходимо использование значительного количества современного высокоточного оборудования. Однако, существующий износ энергетического хозяйства на предприятиях ОПК превышает 75%,, что не обеспечивает безаварийность работы приобретаемого современного оборудования по производству требуемого количества изделий. В связи, с чем модернизацию производственных мощностей предприятий ОПК необходимо производить комплексно с учетом модернизации энергетического оборудования и коммуникаций. Это позволит обеспечить безаварийность работы современного высокоточного оборудования и значительно снизить себестоимость продукции.
3. С целью снижения затрат на продукцию производимую по ГОЗ и безусловного выполнения Государственной Программы Вооружения до 2020 года – необходимо немедленно изменить подход к ценообразованию. В частности, на продукцию и услуги естественных монополий (газ, электроэнергия, вода, нефтепродукты, на некоторые виды металлов и материалов и т.д.), используемых при производстве изделий для ГОЗ, установить норматив рентабельности и структуру формирования затрат аналогично применяемому предприятиями на продукцию МО.
Кроме того в себестоимость изготовления изделий включать проценты по кредитам, привлекаемым предприятиями на своевременный запуск продукции в производство с учетом производственного цикла и отсутствия своевременного авансирования. Внедрение данного подхода к ценообразованию на энергоносители, нефтепродукты и материалы, используемые в рамках ГОЗ, будет способствовать снижению цен на конечную продукцию и их стабилизации на период выполнения ГПВ 2020 года.
Председатель Нижегородской областной
организации профсоюза трудящихся
авиационной промышленности А.И.Колесов
Председатель Нижегородской областной
организации профсоюза работников
радиоэлектронной промышленности Г.Е.Маркова
Председатель Нижегородской областной
организации профсоюза работников
оборонной промышленности Е.Н.Иванов