В заседании приняли участие:
Гутенев В.В. - зам. председателя Комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства;
Гродецкий В.П. - ген. директор ОАО "Ижмаш", председатель Комитета ООО "Союз машиностроителей России;
Сиенко О.В. - ген. директор ОАО "НПО "Уралвагонзавод";
Калистратов Н.Я. - ген. директор ОАО "ПО "Севмаш";
Маховиков Э.А. - исполнительный директор концерна "Тракторные заводы";
Поповкин В.А. - начальник вооружения Вооруженных Сил-заместитель Министра обороны РФ;
Караваев И.Е. - директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России;
Коптев Ю.Н. - председатель НТС ГК "Ростехнологии";
Чекменев А.И. - председатель "ОБОРОНПРОФ";
Рыбас А.Л. - ген. директор ФГУП "ГНПП "Базальт".
В своем выступлении председатель профсоюза А.И. Чекменев остановился на следующих проблемах:
1.Сроки размещения и авансирования государственного оборонного заказа.
2.Проведение конкурсов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ.
3.Цена изделия по гособоронзаказу.
4.Обеспечение гособоронзаказом федеральных казенных предприятий.
По результатам общественных слушаний была принята следующая резолюция.
РЕЗОЛЮЦИЯ
общественных слушаний о проблемах реализации антикризисных мер по государственной поддержке организаций ОПК, обеспечения занятости на предприятиях комплекса и своевременного финансирования контрактов по гособоронзаказу
Участники общественных слушаний, обсудив проблемы реализации антикризисных мер по государственной поддержке организаций оборонно-промышленного комплекса, обеспечения занятости на предприятиях комплекса и своевременного финансирования контрактов по гособоронзаказу, отмечают:
Российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) занимает ведущее место в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государства, в реализации его внешнеэкономической стратегии. Многие из его организаций являются градообразующими, от их устойчивой деятельности прямо зависит социальное благополучие десятков городов и посёлков. Создаваемые в оборонной промышленности наукоемкие технологии могут стать основой экономического развития, важным источником пополнения бюджетных средств.
За последнее время принят ряд важных государственных решений и осуществляются меры, направленные на поддержку и развитие оборонно-промышленного комплекса страны, решение проблем кадрового обеспечения отрасли. Эти меры своевременны, носят комплексный характер и по своей сути правильны. Однако в ряде случаев не проработаны в полной мере механизмы реализации, снижена дисциплина исполнения, запаздывает их финансовое обеспечение, имеются узкие места в нормативно-правовой базе. Следствием этого является:
* задержки в получении авансовых денежных средств от заказчиков государственного оборонного заказа (ГОЗ) и оплаты выполненных работ;
* сложности получения субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам;
* несоответствие директивных дефляторов официально заявленному уровню инфляции;
* снижение заинтересованности в уменьшении себестоимости продукции, так как сниженная цена принимается заказчиком в качестве ориентировочной для включения в ГОЗ на планируемый период;
* снижение возможности своевременной подготовки производства вновь создаваемых образцов вооружения и военной техники и др.
Кроме того, системными проблемами отрасли остаются недостаточно качественное корпоративное управление, высокие издержки, низкие экономическая эффективность и производительность труда.
Учитывая, что оборонно-промышленный комплекс является ядром отечественной промышленности и ее высокотехнологичного сектора, участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации
1) разработать и внести изменения в нормативные правовые акты по вопросам:
- облегчения налоговой нагрузки на предприятия ОПК в части средств, направляемых предприятиями на техническое перевооружение;
- перехода к принципу единого налогоплательщика по отношению к холдингам ОПК.
2) закрепить в нормативных правовых актах федерального уровня положение об авансировании контрактов по государственному оборонному заказу в объеме 80% их стоимости, вместо распространенной практики отражения в контракте «до 80%».
3) регламентировать нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации порядок заключения соглашений о совместном использовании результатов интеллектуальной деятельности между заказчиками и исполнителями государственного оборонного заказа в целях стимулирования предприятий ОПК к участию собственными средствами в долевом финансировании НИОКР в рамках государственного оборонного заказа, использования результатов интеллектуальной деятельности в производстве гражданской продукции и повышения ее конкурентоспособности.
4) поручить уполномоченному органу провести анализ функциональности действующих норм содержания имеющихся производственных мощностей в рамках мобилизационных заданий, порядка расчета компенсации затрат на их содержание и процедур компенсации данных затрат.
5) рассмотреть вопрос о возможности более высокой степени корреляции индекса-дефлятора, устанавливаемого государственным оборонным заказом, с официальным уровнем инфляции.
6) поручить Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации разработать механизм утверждения перечня предприятий второго и третьего уровня кооперации с головными исполнителями гособоронзаказа при реализации приоритетных проектов для распространения на них условий контрактов по выполнению ГОЗ, в том числе в отношении ценообразования на поставляемые головным исполнителям сырье, материалы и комплектующие на стадии подготовки ГОЗ.
7) продлить срок действия Постановления Правительства РФ от 26.03.2009г. № 255 «О мерах государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса» до конца 2010 года.
2. Министерству обороны Российской Федерации
1) рассмотреть возможность применения дифференцированного подхода, в зависимости от числа поставщиков, при формировании условий заключения контрактов с головными исполнителями ГОЗ в части установления 10-ти дневного срока на перечисление им авансированных средств.
2) исключить из контрактов требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта не менее чем в размере аванса для единственного исполнителя по контракту.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
1) создать единую систему закупок импортных ПКИ и формирования их страхового запаса, одновременно с этим разработать программу импортозамещения по критическим изделиям и технологиям.