119119, Москва, Ленинский пр-т 42, а/я 259 Тел./Факс: 938-83-13
Всероссийский профсоюз
работников оборонной промышленности
ОБОРОНПРОФ В единстве — наша сила!
Главная
Визитная карточка профсоюза
О профсоюзе
Структура профсоюза
Лидеры профсоюза
Организации профсоюза
Наши издания
Календарь мероприятий
Социальное партнерство
Наши партнеры
Межотраслевое соглашение
Молодежная политика
Молодежная комиссия
Новости
Форум
Ассоциация Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности
Международное сотрудничество
Устав
и нормативные документы
Рекомендуем посетить
Вопрос-ответ
Контактная информация
Архив новостей
← Вернуться назад
28.12.2016
21 декабря 2016 г. во Дворце труда профсоюзов состоялась пресс-конференция ФНПР «Социально-трудовые конфликты в России. Итоги 2016 года. Перспективы роста протестных настроений в трудовой сфере. Наиболее яркие примеры социально-трудовых конфликтов».

В пресс-конференции приняли участие Е. Макаров - заместитель председателя ФНПР, научный руководитель центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и А. Шершуков - секретарь ФНПР, главный редактор Центральной профсоюзной газеты «Солидарность».
Из стенограммы пресс-конференции
Е.Макаров: Сегодня я хочу представить вашему вниманию обзор социально-трудовых конфликтов (СТК), которые происходили в 2016г. и прогноз социально-трудовой обстановки на 2017г. Для того, чтобы облегчить понимание того, что происходит, и двигаться дальше, я прибегну к такому приему, как назначение Героя, и этим Героем будет Министр труда и социальной защиты М. Топилин, который как-то выразился, что он очень рад тому, что законодательство препятствует проведению легальных забастовок (усложняет, затрудняет), ведь иначе ему пришлось бы метаться по стране и постоянно тушить возникающие то тут, то там пожары в виде трудовых конфликтов.
Социально-трудовая обстановка в 2016г. по степени общей напряженности трудовых отношений оценивается нами как кризисная с усиливающимися негативными тенденциями. По данным, которые мы получаем из автоматизированной системы, в 2016г. зарегистрировано 167 СТК. По сравнению с 2015г. это рост на 13%, а с 2014г. рост на 28%.
Социально-трудовые конфликты это конфликты, которые не получили своего разрешения в рамках двухсторонних отношений между работниками и работодателями, вышли за пределы предприятия, стали сферой внимания органов государственной власти, надзорных, правоохранительных органов и СМИ. Трудовой конфликт, который мог бы быть разрешен на предприятии, превратился в социально-трудовой конфликт, потому что это стало негативно влиять на экономику и социальную сферу и представляет угрозу общественно-политической стабильности. Это особенно ярко видно на предприятиях, расположенных в моногородах.
Наибольшее количество СТК зарегистрировано в Сибирском – 19,2%, Уральском – 15,6%, Дальневосточном и Центральном федеральном округах. По сравнению с 2015г. увеличилось их количество во всех федеральных округах, за исключением Сибирского и Северо-Западного.
Это тенденция именно 2016г., поскольку были предшествующие годы, когда не было конфликтов в отдельных федеральных округах, что говорит об усиливающейся негативной тенденции. Самыми напряженными по количеству событий, влияющих на социально-трудовую обстановку и развитие СТК, стали март, сентябрь и октябрь. Наиболее конфликтными субъектами, где регистрировалось наибольшее количество СТК, стали Свердловская область – 12 конфликтов, Забайкальский край – 9, Приморский край – 7, Хабаровский -7 и Республика Карелия - 6.
Как и в 2015г., Приморский край и Свердловская область продолжают оставаться самыми конфликтными субъектами РФ, где в течение 2016г. непрерывно происходили социально-трудовые столкновения. Впервые за 5 лет наблюдения Забайкальский край вышел на второе место из-за многочисленных акций протеста работников бюджетной сферы. Причина - невыплата заработной платы или ее снижение. Количество субъектов РФ, которые были охвачены СТК, увеличилось. Если в 2015г. их было 53, то есть 62% от всех субъектов, то в 2016 г. их было уже 57, то есть 67% от количества субъектов. Рост – 5%. Никаких возможностей побывать везде и всюду, навести мир и порядок у министра, даже если он подключит всех своих  заместителей,  не  хватит,  поскольку  для  этого  должна  работать  система,  построенная  на эффективном законодательстве и на грамотном разделении полномочий.
 В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сферы экономической деятельности
наиболее конфликтными отраслями стали обрабатывающие производства – 46 СТК, строительства – 37 и жилищно-коммунальное хозяйство. По сравнению с предыдущим годом отмечено значительное увеличение роста конфликтов в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и сельском хозяйстве.
Главными причинами возникновения социально-трудовых конфликтов в 2016г. стали: полная невыплата заработной платы – 41%, сокращение и увольнение работников – 13%; снижение уровня оплаты труда – 11%; ликвидация предприятий – 8%. По сравнению с предыдущим годом увеличилась доля СТК, возникающих из-за невыплаты заработной платы – на 7%, из-за ликвидации, банкротства предприятий – на 5%. Все социально-трудовые конфликты, которые происходили в 2016г. носили социально-экономическую направленность. Конфликтов с политическими требованиями не было.
В ходе конфликтов, кроме устранения их основных причин, работниками выдвигались такие требования, как: увольнение руководства предприятия и расследование его деятельности, привлечение к ответственности лиц, ответственных за доведение предприятия до состояния финансовой несостоятельности, о введении народного контроля над деятельностью предприятия, о создании согласительных комиссий по урегулированию конфликта и другие. Следует отметить, что в 2016г. как и годом ранее, остается высоким количество требований работников, касающихся усиления роли государства и регулирования социально-трудовых отношений, а также контроля за соблюдением Трудового законодательства.
Таким образом, и Минтруда и Роструду есть о чем задуматься, если все чаще работники указывают на их слабую роль в регулировании трудовых отношений и особенно в самых острых фазах этих отношений в ходе конфликтов.
В 2016г. 95% СТК проходило в разной степени остроты протестных действий. Было зарегистрировано 280 таких протестных акций. По сравнению с 2015г. увеличилось количество митингов, пикетов, угроз забастовок, коллективных обращений работников и отказов по выполнению трудовых обязанностей. Прошли 53 забастовки, в 4 случаях угроза забастовки была реализована и переросла в забастовку. Причинами забастовок стали: полная невыплата заработной платы - в 67 случаях, общее снижение уровня оплаты труда – 7 случаев.
Начиная с 2016г. мы классифицируем социально-трудовые конфликты, кроме десятков параметров, еще и «по праву и по интересам». Это показывает наши дела «на трудовом фронте» с исполнением законодательства, то, как работают контролирующие органы и как действуют социальные партнеры. К социально-трудовым конфликтам по праву отнесены конфликты, причины возникновения которых вызваны нарушением законных прав работников: невыплата в срок и в полном размере заработной платы, которая предусмотрена трудовым договором или соглашением, нарушения условий труда, в отношении которых законодательством установлены стандарты, либо они предусмотрены действующим соглашением или коллективным договором, или препятствия работодателя действиям профсоюзной организации.
Что касается СТК по интересам, то здесь речь идет об установлении новых или будущих условий коллективных трудовых отношений. Например, конфликт из-за невозможности заключить новое или пролонгировать ранее действовавшее коллективное соглашение, или выдвижение работниками требований по увеличению заработной платы, улучшению условий труда, сокращению и увольнению работников, остановки производства работодателем, банкротства, ликвидации предприятия или реорганизаций учреждения, оптимизация бюджетной сферы.
В 2016г. 77% конфликтов - конфликты по праву, то есть в связи с нарушением действующих норм законодательства либо установленных соглашением. 39 конфликтов, или 23% были конфликтами по интересам, что свидетельствует об исключительно низкой правовой договорной культуре, которая преобладает в сфере трудовых отношений. Вот почему радуется наш герой–министр: законодательство нарушается сплошь и рядом, но это уже не сфера компетенции Минтруда, это сфера компетенции других ведомств: Роструда и Прокуратуры. А если строго говорить, то всего 23% случаев - сфера социального диалога, сфера партнерства, сфера будущих интересов. Остальное - просто беззаконие.
32% от всех СТК в уходящем году проходили при непосредственном прямом участии профсоюзных организаций. ФНПР и профсоюзы принимала участие, непосредственно регулировало 41 конфликт, это 24% . Конфедерация труда России – 10 конфликтов, 6%, и остальные незначительное количество. Активную поддержку оказывали как первичные профорганизации отраслевых профсоюзов, так и территориальные отраслевые объединения. В 2016г. не организованные работники стали протестовать намного чаще - 68% конфликтов происходит на предприятиях, где нет профсоюзов. В этом году в ходе ряда СТК для отстаивания трудовых интересов работниками было создано 5 первичных профсоюзных организаций: в Воронежской области, Орловской области, Москве, Удмуртии, Республике Саха.
Герой-Министр понимает, что если придется ввязываться в конфликты, где работники выступают стихийно и не организованы в профсоюзы, а таких случаев все больше, то лучше туда и не ехать, потому что разговаривать-то не с кем. А там, где есть профсоюзы, сами работники как-нибудь разберутся. Но тенденция роста неорганизованных, стихийных протестов не может не настораживать ни нас, ни министров.
По итогам 2016г. 105 СТК, то есть 63% зарегистрированы на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в частной собственности. По сравнению с 2015г. распределение по формам собственности практически не изменилось; немного стало расти количество конфликтов на предприятиях государственной формы собственности.
Большая часть конфликтов – 52, происходило на крупных предприятиях численностью свыше 250 человек. Существенно меньше на средних и малых предприятиях. Вместе с тем, и это очень тревожно, доля социально-трудовых конфликтов на крупных предприятиях снизилась по сравнению с прошлым годом на 19%, в то же время на малых и особенно на средних предприятиях количество конфликтов выросло - на малых на 4%, на средних на 15%.
Перемещение конфликтности в зону среднего и малого бизнеса указывает на два настораживающих фактора. Во-первых, надежды на то, что именно средний и малый бизнес станет хребтом российской экономики, наталкивается на произвол и откровенное пренебрежение Трудовым законодательством со стороны их владельцев и менеджмента. На таком фундаменте невозможно построить конкурентоспособный бизнес. Ведь одно из важнейших условий составляющих этого конкурентоспособного бизнеса является мотивация работников на повышение производительности труда и качества продукции, что в условиях конфликтов отходит на дальний план. Ни пикеты, ни митинги, ни забастовки не способствуют успешности предприятия инвестиционной привлекательности региона.
Во-вторых, растет государственный муниципальный сектор. В нем много средних предприятий. Зачастую назначенные органами местного самоуправления руководители предприятий намного опаснее для трудящихся, чем средние капиталисты-частники. Возникает вопрос: а кто же будет заниматься государственной политикой в сфере труда на этом уровне, если в органах местного самоуправления трудовое законодательство - это неизвестная материя. Вот от чего министр пытается спрятаться за бумажной 61-й главой Трудового кодекса, потому что эффективность и конкурентоспособность экономики на уровне средних и малых предприятий в нашей стране, это огромная и трудноразрешимая проблема, в которой легко увязнуть, по крайней мере, уж министру труда здесь первому подставлять свою шею под разбор полетов, наверное, не хочется.
Что касается конфликтов на предприятиях численностью менее 15 человек, так называемых микро-предприятиях, то в последние два года здесь СТК не регистрировалось по той причине, что этот вид предприятий просто ушел в тень. 82% конфликтов носили локальный характер и развивались в пределах одного предприятия. 18% развивались в пределах отрасли.
Как ни прячься за 61-ю главу, от участия в регулировании в трудовых столкновениях государственным органам не удастся уйти в сторону, так как у них все еще в памяти, и у нас всех, череда революции начала ХХ века, протесты начала 90-х, да и выборы всегда оказываются на носу по нашей традиции. Органы государственной власти участвовали в регулировании 81% всех СТК; либо федеральный уровень – 31%; либо органы государственной власти субъектов РФ - 46; либо органы местного самоуправления. По сравнению с 2015г. усиливается роль и активность участия в разрешении СТК органов государственной власти субъектов РФ и муниципального уровня.
Сформировавшаяся тенденция в развитии СТК в 2016г. это снижение их средней продолжительности, в том числе в отношении конфликтов, которые возникли по причине невыплаты заработной платы. Это напрямую влечет активное вмешательство органов государственной власти, надзорных органов, прокуратуры в урегулировании СТК, роль которых в 2016г. выросла.
За истекший период зарегистрировано 17% от общего количества СТК в 20 моногородах, расположенных в 6 федеральных округах. По сравнению с 2015г. (30 СТК), в этом году 28, количество несколько снизилось. 21% конфликтов проходил на предприятиях и в организациях Свердловской области, она занимает одно из ведущих мест в рейтинге конфликтности субъектов РФ.
Большинство СТК, 94%, завершились полным или частичным удовлетворением требований, выдвинутых работниками. По сравнению с 2015г. почти в 3 раза снизилась доля СТК, завершившихся отказом от удовлетворения требований работников - с 17% до 6%. Снизилась доля конфликтов, в которых требования работников были удовлетворены полностью, и в то же время возросла доля тех, в ходе которых требования были удовлетворены частично, возросла с 48% до 66%.
Наиболее эффективно регулировались конфликты, связанные с невыплатой заработной платы, конфликты по праву. Во всех из них требования работников были полностью или частично удовлетворены. Конфликтов, связанных с ухудшающейся экономической ситуацией: остановка производства, ликвидация предприятий, снижение уровня труда, свои требования работникам отстоять не удалось. И вот это и указывает на то, что ситуация обостряется. Все конфликты, завершившиеся отказом от удовлетворения требований работников или частичным их удовлетворением, создают остаточный потенциал, который является питательной средой для возобновления конфликта или появления нового. Наиболее высоким стал остаточный потенциал в отраслях производства машин и оборудования, производства пищевых продуктов, строительства, транспорт и добывающая промышленность.
Значительная часть конфликтов протекает без всякого почтения к сложным процедурам, которые изложены в Законодательстве, протекают стихийно. Лишь благодаря своевременному введению жесткой ответственности, вплоть до уголовной, за невыплату заработной платы и благодаря активному вмешательству органов государственной власти разного уровня, и в первую очередь прокуратуры, протестные действия не приобретают чрезвычайного характера и не выливаются в политические акции.
Там, где профсоюзы начинают упорную борьбу за улучшение условий труда, им удается добиться успеха, но скорее, не благодаря, а вопреки всем внешним условиям. С каждым годом за последние 5 лет ситуация в социально-трудовой сфере ухудшается и требует все больших усилий по выруливанию на тропу спасения, выживания, не говоря уже о развитии. Голодовки, число которых не снижается, забастовки, которые уносят из экономики все больше человеко-дней и прочие растущие протесты, конечно пугают Министра, вызывают озабоченность Вице-премьера, но глубоко задуматься о том, что происходит в сфере социально-трудовых отношений, у них пока не хватает сил. Дальше, чем высказывание идеи о создании фонда для выплаты долгов работникам предприятий-банкротов или тривиального перекладывания ответственности на плечи правоохранительной системы, дело пока не продвигается.
С учетом этих печальных умозаключений можно сделать прогноз на будущий год. В 2017г. снижения уровня напряженности социально-трудовых отношений не следует ожидать. Количество СТК сохранится на уровне 2016г. Основными причинами возникновения СТК станут: невыплаты заработной платы, задержки, сокращения работников и банкротство предприятий. Наиболее конфликтогенными отраслями экономики станут: обрабатывающие производства, машиностроение и приборостроение, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство.
Уровень социально-психологической напряженности в моногородах будет сохраняться. Наибольшее количество конфликтов будет происходить в Приморском, Забайкальском и Хабаровском краях, Республиках Карелия и Хакассия и в Свердловской области. Количество участников протестных действий будет расти, и резонанс общественных акций протеста будет усиливаться.

 
 ©1991—2024 Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности. Все права защищены.
Дополнительная информация — vprop@mail.ru