Отраслевое соглашение
Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности |
Российское агентство по обычным вооружениям |
Российское агентство по боеприпасам |
А.И. Чекменев |
А.В. Ноздрачев |
В.И. Холстов |
О Т Р А С Л Е В О Е
С О Г Л А Ш Е Н И Е
между
Всероссийским профсоюзом работников оборонной промышленности
и
Российским агентством по обычным вооружениям
и
Российским агентством по боеприпасам
на 2004-2005 годы
2003 год
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей.
Сторонами Отраслевого соглашения являются работники и работодатели.
Представитель работников - Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности, именуемый далее "Профсоюз".
Представители работодателей - Российское агентство по обычным вооружениям и Российское агентство по боеприпасам, именуемые далее "Агентства".
1.2. Цель Соглашения:
- обеспечение эффективной работы Организаций1;
- обеспечение социально - трудовых прав и интересов работников в области организации и охраны труда, своевременной его оплаты, социальных гарантий, обеспечения занятости, укрепления трудовой дисциплины, предотвращения трудовых конфликтов;
- решение на отраслевом уровне проблем, охватывающих общие интересы работников, представляемых Профсоюзом.
1.3. Стороны реализуют настоящее Соглашение на основе взаимодоверия и взаимной ответственности, проводят совместные заседания для своевременной координации усилий по выполнению Соглашения с привлечением специалистов и должностных лиц, имеющих отношение к обсуждаемым вопросам, а также экспертов.
1.4. Настоящее Соглашение заключено в соответствии с Трудовым кодексом РФ, законами Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (от 11.03.92 г. № 2490-1 (в ред. от 01.05.99 № 93-93)" и "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (от 12.01.96. № 10-ФЗ (в ред. от 25.07.02 г.), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.
1.5. Действие Соглашения распространяется на Организации, независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Агентств, а также на другие предприятия и организации, присоединившиеся к Соглашению, на которых созданы первичные организации Профсоюза.
1.6. Положения Соглашения являются обязательными для работодателей, не заявивших в Агентства и Профсоюз о своем несогласии с его содержанием в установленном порядке.
1.7. Агентства, подведомственные им и другие присоединившиеся к Соглашению Организации признают Профсоюз единственным представителем работников при ведении переговоров и заключении тарифных соглашений и коллективных договоров от лица работников, состоящих в Профсоюзе.
Члены профсоюза и не члены профсоюза, уплачивающие взносы солидарности, имеют исключительное право на представительство и защиту своих прав и интересов профсоюзными органами по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.
1.8. Дополнительные по сравнению с действующим законодательством нормы по оплате труда, обеспечению занятости, льготам и социальным гарантиям, предусмотренные Соглашением, осуществляются за счет собственных средств Организаций и при включении этих норм в коллективные договоры.
1.9. Администрация Организации в течение двух недель после получения Соглашения доводит его до сведения всех работников Организации.
1.10. В целях реализации настоящего Соглашения Агентства в месячный срок после его подписания издают распоряжения с указанием ответственных лиц. Аналогичное решение принимает и Профсоюз.
Копии решений направляются каждой стороне с целью организации их взаимодействия.
1.11. Стороны обязуются всемерно содействовать распространению данного Соглашения и присоединению к нему Организаций, не находящихся в ведении Агентств, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 48).
1 - Далее по тексту понятие "Организация" включает объединение, предприятие, организацию независимо от форм собственности
2. СТОРОНЫ ОБЯЗУЮТСЯ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ПРИНИМАТЬ МЕРЫ ПО:
2.1. Содействию своевременному авансированию и оплате работ и продукции государственного оборонного заказа за счет и в пределах средств, предусмотренных на его финансирование в бюджете Российской Федерации.
2.2. Содействию в погашении задолженности государственных заказчиков по государственному оборонному заказу за 1996-2003 годы перед Организациями, выполнявшими государственный оборонный заказ по поставке вооружений, военной техники, капитальному строительству, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели и на оплату государственного оборонного заказа.
2.3. Выделению бюджетных средств на сохранение уникальной, дорогостоящей исследовательской и испытательной базы институтов и полигонов и их инфраструктуры.
2.4. Включению государственными заказчиками Российской Федерации при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции затрат на оплату труда в себестоимости продукции, с учетом фактически сложившегося на предприятии уровня оплаты труда.
2.5. Содействию реструктуризации задолженности Организаций - исполнителей государственного оборонного заказа задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Освобождению Организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, от уплаты пени за просрочку оплаты электрической и тепловой энергии в случае задержки расчетов за изготовленную по данному заказу продукцию.
2.6. Соблюдению финансирования содержания мобилизационных мощностей в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2004 год.
2.7. Решению вопросов социальной защиты работников, связанных с банкротством Организаций, с учетом мнения Профсоюза.
Осуществлять взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и добиваться принятия мер, обеспечивающих санацию несостоятельных Организаций с максимально возможным сохранением рабочих мест.
3. АГЕНТСТВА ОБЯЗУЮТСЯ:
3.1. Содействовать своевременному доведению до Организаций государственного оборонного заказа по поставкам вооружений и военной техники и плана реализации мероприятий по обеспечению его выполнения.
3.2. Содействовать выделению Организациям средств на финансирование НИОКР гражданского назначения, в том числе связанных с реализацией Федеральных целевых программ.
3.3. Учитывать мнение Профсоюза при распределении государственной финансовой поддержки (дотаций) на реструктуризацию оборонной промышленности, направляемой в фонд потребления и на содержание инфраструктуры.
3.4. Взаимодействовать с Федеральной службой занятости России в части принятия мер по сохранению и созданию новых рабочих мест в Организациях.
3.5. Оказывать действенную поддержку в разработке Организациями эффективных планов финансового оздоровления, информировать Центральный Комитет профсоюза о финансовой несостоятельности и банкротстве Организаций.
3.6. Не допускать без согласования с профсоюзными органами прекращения деятельности Организаций, их реструктуризации, которые могут привести к массовому сокращению рабочих мест, а также изменению условий оплаты и стимулирования труда, введению неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня.
3.7. Содействовать Профсоюзу в его деятельности по осуществлению своих функций на основе Устава и в соответствии с действующими в Российской Федерации международными нормами, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Обеспечивать право представителям Профсоюза посещать в установленном порядке Организации и рабочие места, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
Принимать меры по случаям нарушения прав Профсоюза, установленных законодательством Российской Федерации.
3.8. Признавать право Профсоюза на участие в подготовке и рассмотрении уставов Организаций.
3.9. Принимать, в соответствии со своими полномочиями, меры воздействия на руководителей государственных Организаций, допустивших необоснованную задержку выплаты заработной платы работникам, вплоть до увольнения, как за грубое однократное нарушение своих обязанностей.
3.10. Содействовать полноправному участию представителей первичных профсоюзных организаций по уполномочию работников в деятельности коллегиальных органов управления Организаций.
3.11. Признавать право участия представителей Профсоюза, уполномоченных на это Президиумом ЦК профсоюза, в работе балансовых, конкурсных и аттестационных комиссий, в том числе выездных, проводимых Агентствами.
Информировать Центральный комитет профсоюза о предстоящих освобождениях и назначениях руководителей государственных Организаций.
3.12. Предоставлять Центральному комитету профсоюза в соответствии с согласованным перечнем приказы, распоряжения и другие документы Агентств, касающиеся деятельности Агентств и подведомственных им Организаций по трудовым и социально-экономическим вопросам, охране труда и технике безопасности.
3.13. Предоставлять Организациям право осуществлять за счет собственных средств содержание административно-управленческого персонала, творческих работников, тренерского и педагогического состава учреждений культуры, спортивных и внешкольных учреждений, состоящих на балансе Организаций или первичных профсоюзных организаций.
3.14. Разработать механизм инвестиционной программы технического перевооружения оборонных предприятий, определив пути обновления активной части основных фондов, источники финансирования.
3.15. Содействовать разработке и внедрению систем управления качеством на предприятиях отраслей промышленности.
4. ПРОФСОЮЗ ОБЯЗУЕТСЯ:
4.1. Совместно с ФНПР, Ассоциацией Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности добиваться выполнения положений "Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы".
4.2. Содействовать администрации Организаций в решении вопросов по наращиванию объемов производства продукции, укреплению трудовой дисциплины, соблюдению установленных законодательством режимов труда и отдыха, разъяснению действующих систем оплаты труда, эффективному использованию производственных фондов и материальных ресурсов.
4.3. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением законов и нормативных правовых актов о труде.
4.4. Участвовать в решении вопросов социальной защиты членов Профсоюза при разрешении трудовых споров, в том числе связанных с реорганизацией, временной остановкой деятельности и ликвидацией Организаций, сокращением рабочих мест, своевременностью оплаты труда, и принимать меры по защите их законных интересов.
4.5. Принимать конкретное участие и осуществлять контроль в решении вопросов переквалификации и трудоустройства работников Организаций, в разработке и реализации мероприятий, направленных на создание новых рабочих мест через выборные органы Профсоюза, региональные службы занятости.
4.6. Оказывать практическую и методическую помощь по заключению коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений.
4.7. Регулярно информировать Организации, территориальные комитеты Профсоюза об уровне жизни, доходах работников отраслей и населения Российской Федерации в целом по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
4.8. Обеспечивать Агентства документами, принимаемыми коллегиальными органами Профсоюза, и другими материалами по социально-трудовым вопросам, а также своевременно информировать о планируемых Профсоюзом коллективных действиях.
4.9. При условии выполнения обязательств, включенных в Соглашение, Профсоюз обязуется не организовывать забастовок.
5. АГЕНТСТВА И ПРОФСОЮЗ ДОГОВОРИЛИСЬ:
5.1. По повышению эффективности производства
5.1.1. Способствовать возрождению и развитию в Организациях различных форм трудового соревнования, направленных на повышение эффективности производства, качества выпускаемой продукции, экономию трудовых и материальных ресурсов, улучшение условий и охрану труда.
5.1.2. Содействовать развитию современных методов управления на предприятиях отрасли на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий.
5.1.3. Ежегодно производить отбор представленных материалов и подводить итоги отраслевого конкурса "Лучшее предприятие (организация) в работе по социальному партнерству".
5.1.4. Обобщать и распространять опыт работы коллективов, добившихся значительных успехов в различных областях экономической и социальной деятельности.
5.2. По вопросам трудового договора рабочего времени и времени отдыха
5.2.1. Оказывать практическую помощь Организациям в заключении трудовых договоров с работниками в письменной форме.
Типовая форма договора работодателя с работником согласовывается с соответствующим выборным органом Профсоюза в Организации.
5.2.2. Учитывать мнение Профсоюза при заключении трудовых договоров с руководителями Организаций. Включать в трудовые договоры, заключаемые с руководителями Организаций, обязательства по выполнению ими Отраслевого соглашения, коллективных договоров соответствующих Организаций
Признавать право Профсоюза в постановке вопросов перед Агентствами о расторжении или изменении условий трудового договора с руководителем Организации в случае нарушения им условий трудового договора, положений коллективного договора.
5.2.3. Не допускать назначения работника исполняющим обязанности по вакантной должности.
5.2.4. Не допускать увольнения по инициативе работодателя работников, отказавшихся от выполнения своих трудовых обязанностей в связи с изменениями существенных условий трудового договора, ухудшающими их положение, но не связанными с изменениями организационных и технологических условий труда.
5.2.5. Не допускать принуждения работников:
- к заключению индивидуального трудового договора в связи с переходом на сокращенный режим рабочего времени;
- к уходу в отпуск без сохранения заработной платы;
- к подаче заявления об увольнении по собственному желанию при реорганизации, ликвидации предприятий, или в связи с сокращением численности (штата).
5.3. В области оплаты труда
5.3.1. Проводить политику в области оплаты труда, направленную на обеспечение связи оплаты труда с его результатами, повышение доходов работников за счет роста эффективности производства, внедрение прогрессивных систем оплаты труда.
5.3.2. Добиваться включения в коллективные договоры Организаций размера тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не ниже 0,5 величины прожиточного минимума для трудоспособного за соответствующий период, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" при соблюдении установленной законом продолжительности рабочего времени и выполнения им трудовых обязанностей (норм труда).
Месячная заработная плата (включая доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях) работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее прожиточного минимума для трудоспособного по региону.
5.3.3. Применение иных, чем установлено в п. 5.3.2 Соглашения, минимальных размеров оплаты труда работников возможно, как исключение в случае, когда критическое финансовое положение Организации не позволяет иметь уровень показателей Отраслевого соглашения.
Подписание коллективного договора с указанными отклонениями производится после согласования с территориальным, а при его отсутствии - Центральным комитетом Профсоюза плана мероприятий по выходу на установленные соглашением уровни.
План мероприятий является неотъемлемой частью коллективного договора.
5.3.4. Размер тарифной ставки (оклада) в структуре заработной платы должен составлять не менее шестидесяти процентов.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов), исходя из соотношений в размерах оплаты труда различных профессионально - квалификационных групп работников, устанавливаются с учетом "Рекомендаций по разработке тарифной системы заработной платы в организациях (на предприятиях) внебюджетного сектора экономики" (Приложение № 1) и оговариваются коллективным договором.
5.3.5. Осуществлять тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим в Организациях по ЕТКС работ и профессий рабочих и квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.
5.3.6. Устанавливать минимальный оклад мастера, как правило, не менее чем на 20 процентов выше месячной тарифной ставки подчиненного ему рабочего высшего квалификационного разряда.
5.3.7. Производить индексацию заработной платы в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Периодичность и конкретные размеры индексации устанавливаются "Положением о системе оплаты труда" или коллективным договором Организации. Повышение месячных тарифных ставок (окладов) при индексации проводить по всем категориям одновременно.
Рост заработной платы работников за счет индексации, связанной с ростом потребительских цен, не является основанием для замены и пересмотра норм труда.
5.3.8. В целях усиления материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства и качества работы (продукции) применять стимулирующие системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, за стаж работы, другие формы материального и морального поощрения.
5.4. В области занятости, подготовки и переподготовки кадров,
работы с молодежью
5.4.1. Установить, что массовым увольнением считается увольнение трех и более процентов численности работников Организации в течение 90 календарных дней. Все вопросы, связанные с массовым высвобождением работников в цехах, производствах или иных структурных подразделениях согласовывать с профсоюзным комитетом Организации, в целом по Организации - с территориальным или Центральным комитетами профсоюза.
5.4.2. Принимать меры к тому, чтобы работодатели, при принятии решения о сокращении численности или штата работников Организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ:
- определяли дату начала сокращения и в письменной форме сообщали об этом первичным профсоюзным организациям за два месяца до начала сокращения, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению - не позднее, чем за три месяца до начала сокращения;
- официально уведомляли соответствующий орган службы занятости и профсоюзный орган и представляли предложения по переобучению и трудоустройству высвобождаемых работников, их социальной защите за 3 месяца до принятия решений о ликвидации, изменении структуры или формы собственности, влекущих сокращение работников.
В случае возникновения разногласий вопрос рассматривается сторонами, подписавшими Соглашение.
5.4.3. Содействовать защите интересов и законных прав работников, сохранению уровня занятости и их социальных гарантий при реорганизации Организаций и приватизации государственных Организаций, а также финансовой несостоятельности и прохождении процедуры банкротства Организаций.
Признавать право профсоюзных организаций на общественный контроль процессов реорганизации Организаций и последующей их деятельности, в том числе в вопросах оплаты труда и занятости.
5.4.4. Содействовать сохранению для работников:
- всех льгот, определенных коллективными договорами и обеспечению программ социального развития при реорганизации или изменении рода деятельности Организаций;
- очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также право пользования медицинскими, оздоровительными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями, в случае высвобождения работников из Организаций в результате сокращения, ликвидации или реорганизации производства, в течение двух лет после увольнения.
5.4.5. При необходимости переквалификации работников с отрывом от производства сохранять за ними среднюю заработную плату на весь срок обучения.
5.4.6. Высвобожденным работникам на период их профессиональной подготовки (переподготовки) по линии службы занятости, при условии их возвращения в Организацию, производить доплату до среднего заработка по прежнему месту работы.
5.4.7. Организовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Организаций, в т.ч. и путем создания отраслевых и территориальных учебных центров.
5.4.8. Содействовать включению в коллективные договоры взаимных обязательств по созданию или модернизации существующей системы подготовки и переподготовки кадров в Организации, разработке материальных и моральных стимулов, способствующих сохранению рабочих кадров и специалистов, привлечению молодых работников.
5.4.9. Оказывать содействие:
- развитию молодежного движения в Организациях отраслей промышленности, проведению среди молодых рабочих и специалистов в Организациях, в регионах конкурсов профессионального мастерства, присвоению званий "Лучший по профессии", "Лучший молодой специалист" и других форм работы с молодежью;
- включению в коллективные договоры взаимных обязательств по предоставлению молодым специалистам дополнительных льгот в области оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, социальных гарантий с целью привлечения и закрепления их на предприятиях отрасли.
5.5. По обеспечению условий, охране труда и социальным гарантиям.
5.5.1. Регулярно рассматривать вопросы охраны труда, состояние травматизма, ход реализации отраслевых программ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на подведомственных предприятиях.
5.5.2. Добиваться обязательного приложения к коллективным договорам Организаций "Соглашений по охране труда".
Оказывать (при необходимости) содействие Организациям при заключении договоров с госзаказчиками по включению в себестоимость продукции затрат, направленных на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности (Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 (ред. 31.05.2000 г.)
5.5.3. Содействовать формированию фондов охраны труда Организаций и выделению на охрану труда средств в объемах, определяемых коллективными договорами.
5.5.4. Предоставить право Организациям выплачивать единовременную материальную помощь:
- семье работника погибшего при производстве взрывчатых материалов, снаряжении и испытаниях вооружения и военной техники в размере десятикратного годового заработка погибшего;
- при получении инвалидности от несчастного случая или профессионального заболевания при производстве взрывчатых материалов, снаряжении и испытаниях вооружения и военной техники в размере:
I группа - пятикратного годового заработка пострадавшего;
II группа - трехкратного годового заработка пострадавшего;
III группа - двукратного годового заработка пострадавшего.
За каждый процент утраты трудоспособности вследствие повреждения здоровья по вине Организации (в том числе при смешенной вине) выплачивается единовременное пособие в размере 20 процентов среднемесячной заработной платы сверх установленных норм возмещения ущерба по действующему законодательству.
5.5.5. Распространять на металлургические и стекловаренные производства, вновь вводимые нормативные акты и тарифы, связанные с социальной защитой работников, применяемые в металлургической промышленности Российской Федерации, согласно перечням № 1 и № 2 (приложения № 2 и № 3).
5.5.6. Сохранять место работы и среднюю заработную плату на время простоя работника из-за несоответствия рабочего места нормам охраны труда и промсанитарии.
5.5.7. Признать право технической инспекции Профсоюза на расследование несчастных случаев на производстве, на остановку станков, оборудования, участков, цехов в опасных и особо опасных производствах в случае грубых нарушений требований техники безопасности, угрожающих жизни или здоровью работников.
5.5.8. Создавать необходимые условия для работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда для выполнения, возложенных на них функций.
5.5.9. Обязать:
- работодателей сообщать в Российское агентство (по подчиненности) и ЦК профсоюза о групповых, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом. По окончании расследования направлять в Российское агентство (по подчиненности) и ЦК профсоюза копии: актов о расследовании этих несчастных случаев на производстве и по форме Н-1, заключения государственного инспектора по охране труда (при наличии);
- первичные и территориальные профсоюзные организации осуществлять контроль за своевременным представлением информации.
5.5.10. Способствовать сохранению отраслевой системы медицинского обслуживания и оздоровления трудящихся и их детей (поликлиники, санатории-профилактории, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря).
5.5.11. Содействовать администрации и профсоюзным организациям в вопросах дополнительного пенсионного обеспечения работников и ветеранов труда, внесших значительный вклад в деятельность Организаций, через негосударственные пенсионные и другие социальные фонды за счет средств Организаций и Профсоюза.
5.5.12. Содействовать включению в коллективные договоры обязательств работодателя по выделению средств на обучение работников вопросам трудового законодательства, охраны труда и экологии.
5.5.13. Использовать возможность обучения отдельных категорий застрахованных работников по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года, № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
5.6. По обеспечению деятельности организаций профсоюза
5.6.1. Обеспечивать ежемесячное бесплатное перечисление на счет организации профсоюза (в соответствии с коллективным договором, соглашением):
- членских профсоюзных взносов из заработной платы работников, являющихся членами профсоюза (при наличии письменных заявлений);
- денежных средств из заработной платы работников, не являющихся членами профсоюза (при наличии письменных заявлений).
5.6.2. Производить перечисление членских профсоюзных взносов и денежных средств организации профсоюза одновременно с выдачей заработной платы. Условия индексации возможной задержки этих перечислений оговариваются коллективным договором.
Оказывать помощь по ликвидации задолженности работодателей перед профсоюзными органами.
5.6.3. Оказывать содействие организациям профсоюза в погашении их задолженности в бюджет, по страховым взносам и пени во внебюджетные фонды, образовавшейся вследствие неперечисления работодателями отчислений членских профсоюзных взносов и денежных средств в установленном объеме в соответствии с настоящим Соглашением.
5.6.4. Рекомендовать включать в коллективные договоры, соглашения обязательства по распространению на освобожденных профсоюзных работников дополнительных условий оплаты труда, других видов материального вознаграждения и социальных гарантий, которыми обладают работники Организации.
5.6.5. Считать целесообразным, включать в коллективные договоры обязательства работодателей по оплате труда руководителей выборных профсоюзных органов организации за счет средств Организации на условиях и в размерах, определяемых нормативными документами Профсоюза.
5.6.6. Включать в коллективные договоры Организаций обязательства работодателя по финансированию расходов первичных профсоюзных организаций, связанных с применением положений пунктов 5.6.4, 5.6.5.
5.6.7. Производить за счет Организаций поощрение профсоюзного актива за участие в общественной работе, связанной с переговорами, подготовкой проекта, заключением и реализацией коллективного договора.
5.6.8. Предоставлять не менее двух часов рабочего времени в неделю с сохранением заработка членам профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы, уполномоченным по охране труда для выполнения ими общественных обязанностей.
5.6.9. Выделять средства на возмещение за счет Организации части затрат профсоюзной организации, связанных с обучением профсоюзных кадров, оплатой труда работников профсоюзных комитетов, работников объектов спорта, культуры, в том числе библиотек, детских и оздоровительных учреждений, находящихся на балансе Организации, профсоюза, в порядке и на условиях определенных коллективном договором.
Для ведения культурно-массовой и оздоровительной работы перечислять профсоюзным комитетам средства в размере не менее 0,3 процента от фонда оплаты труда из прибыли или из других источников, определяемых администрацией Организации.
5.7. В области взаимодействия с законодательными и исполнительными
органами власти, общественными объединениями
5.7.1. Разработать на основе предложений Организаций Программу совместных действий по совершенствованию нормативных актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти, касающихся социально-экономической деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.
5.7.2. Оказывать правовую помощь Организациям в решении социально-экономических вопросов и обеспечения занятости работников в учреждениях исполнительной и законодательной властей, здравоохранения и социального обеспечения.
5.7.3. Осуществлять рабочие контакты и обмениваться информацией с общественными объединениями работодателей, как на федеральном, так и региональных уровнях, с целью консолидации усилий, способствующих восстановлению и стабилизации работы Организаций отраслей промышленности.
5.7.4. Проводить организационную и агитационную работу и оказывать содействие в создании отраслевых объединений работодателей.
6. СРОК ДЕЙСТВИЯ, ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН,
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, КОНТРОЛЬ И
ОТЧЕТНОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ
6.1. Настоящее Соглашение заключено на 2004-2005 годы, вступает в силу с момента подписания и действует до подписания нового Соглашения, но не более трех лет.
6.2. Стороны обязуются на заседаниях отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
- рассматривать и вносить по согласию сторон в настоящее Соглашение изменения и дополнения, поступившие в течение срока его действия;
- проводить анализ острых социально-экономических ситуаций в Организациях и вырабатывать меры по их разрешению, устранению предпосылок возникновения трудовых споров;
- предлагать (при необходимости) к рассмотрению на совместных заседаниях коллегий Российских агентств и Президиума ЦК профсоюза вопросы, требующие коллегиального решения.
Заседания комиссии проводить не реже 2 раз в год.
6.3. Стороны начинают переговоры по заключению Отраслевого соглашения на последующий период не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения.
Подписано 25 декабря 2003 года в г. Москве в четырех экземплярах.
Вручено каждой из сторон, подписавших данное Соглашение.
* * *
Приложение № 1
к Отраслевому соглашению на 2004-2005 годы
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке тарифной системы заработной платы в организациях (на
предприятиях) внебюджетного сектора экономики
Введение
1. Государственное регулирование трудовых отношений в вопросах оплаты труда в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации сведено к установлению гарантированного размера минимальной оплаты труда, который является основой формирования системы заработной платы различных групп и категорий работников по отраслям, регионам и организациям.
2. Регулирование как тарифных, так и других вопросов оплаты труда работников, входящих в компетенцию организации, осуществляется самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре, имеющем статус юридического документа. При этом принятые в коллективном договоре условия оплаты труда являются для организации нормой, которая не может быть изменена работодателем в одностороннем порядке, без согласования с профсоюзной организацией, представительным органом работников и без внесения соответствующих изменений и поправок в условия договора.
3. Тарифными условиями оплаты труда работников организации предусматривается, прежде всего, система тарифных ставок и окладов рабочих и служащих, дифференцированных по признаку сложности выполняемых ими работ (функций, должностных обязанностей). Разработка системы тарифных ставок и окладов базируется на минимальной тарифной ставке организации, размер которой следует ориентировать на общероссийский и отраслевой уровень минимальной оплаты труда, устанавливаемый и пересматриваемый в законодательном порядке. Превышение его над общероссийским минимумом определяется экономическими возможностями организации.
Минимальная тарифная ставка, устанавливаемая в организации, в свою очередь, является основой для разработки тарифной системы, дифференцированной по различным признакам или факторам, предусмотренным в коллективном договоре: сложности труда (квалификации работников), его напряженности, видам работ, месту приложения труда и др.
4. При разработке тарифной системы оплаты труда в организации необходимо ориентироваться не только на общегосударственный минимальный размер оплаты, но и на условия оплаты труда, определенные в отраслевом, региональном и других соглашениях, рассматривая их как обязательные. Одновременно предприятие в меру своих экономических возможностей может устанавливать более высокие размеры ставок оплаты труда по сравнению с теми, которые согласованы на отраслевом, территориальном и других уровнях.
Система социального партнерства, базирующаяся на коллективных договорах и соглашениях различных уровней, призвана обеспечивать такой механизм регулирования оплаты труда, при котором основные условия оплаты, разработанные на более высоких уровнях, являются обязательными для более низких уровней. При этом основные условия оплаты труда, установленные на федеральном уровне (например, в генеральном соглашении), обязательны в качестве минимальных для соглашений более низких уровней - отраслевых и территориальных, а отраслевые и территориальные, в свою очередь, - для коллективных договоров организаций.
Излагаемые ниже рекомендации призваны оказать организациям внебюджетного сектора экономики методическую помощь в разработке условий оплаты, включаемых в коллективный договор.
I. Определение размера минимальной тарифной ставки
1.1. В коллективном договоре организации в качестве основы для построения тарифных условий оплаты труда работников, прежде всего, фиксируется минимальный уровень оплаты за выполнение норм труда (трудовых обязанностей). Он устанавливается за выполнение простых работ (работ низшего уровня сложности), осуществляемых в нормальных условиях труда и с нормальной напряженностью.
При определении величины минимальной тарифной ставки работников организации предоставлено право устанавливать эту ставку выше утвержденного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также отраслевого или регионального минимума, предусмотренных отраслевым или региональным соглашением.
1.2. При определении величины минимальной оплаты труда работников организации следует учитывать прожиточный минимум в данном городе (районе, области, крае), сложившийся в период, предшествующий началу компании по разработке коллективного договора на следующий год, а также прогноз роста цен на потребительские товары и услуги. При определении минимальной тарифной ставки работников организации рекомендуется ориентироваться на тарифные ставки, предусмотренные отраслевым соглашением.
Решая вопросы установления величины минимальной оплаты работников организации, необходимо принимать во внимание соотношение между общероссийским минимальным размером оплаты труда и фактической заработной платы в организации, приведенной к средней заработной плате работников простого, т.е. наименее квалифицированного, труда за один-три месяца, предшествующие началу компании по разработке коллективного договора на следующий год. Например, если разработка коллективного договора на предстоящий год начинается в октябре текущего года, то в качестве базовой средней заработной платы для определения минимальной ставки оплаты труда на предприятии следует принять среднюю заработную плату за сентябрь или август-октябрь текущего года. Брать более длительный период нецелесообразно из-за инфляционных влияний. При этом наиболее достоверной является средняя заработная плата за месяц, предшествующий началу разработки коллективного договора. Ко времени принятия коллективного договора минимальной размер оплаты труда, рассчитанный по уровню сентябрьской заработной платы, может быть скорректирован на прирост заработной платы за октябрь-декабрь текущего года.
При определении минимальной тарифной ставки работников предприятия необходимо ориентироваться на удельный вес тарифа в заработной плате, примерно равный 60-65%, с последующим повышением этого уровня до общеевропейского стандарта, согласно которому в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части заработной платы составляет около 90%, обеспечивая высокий уровень организации оплаты и эффективность труда.
При 60-65%-ном удельном весе тарифа в заработной плате уровень минимальной тарифной ставки можно рассчитать на основе анализа средней заработной платы рабочих. Таким путем проще всего привести среднюю заработную плату к заработной плате простого труда (1-го разряда), тем более что уровень заработной платы рабочих практически предопределяет среднюю заработную плату всех работников организации ввиду подавляющего удельного веса этой категории работников.
Например, при средней заработной плате рабочих всех разрядов машиностроительной организации за сентябрь в размере 3000 руб. и среднем тарифном разряде рабочих 4,0 (которому условно соответствует тарифный коэффициент 1,35) средняя заработная плата рабочих организации, приведенная к средней заработной плате рабочих 1-го разряда, составит 2222 руб. (3000 :1,35). При заданном оптимальном удельном весе тарифа в заработной плате (60-65%) минимальная заработная плата будет находиться в диапазоне 1333-1444 руб. (2222 х 0,60); (2222 х 0,65) или в среднем составит 1388руб. [(1333 + 1444): 2].
Основываясь на приведенном расчете, в коллективном договоре можно предусмотреть минимальную тарифную ставку в размере 1 380 руб. в месяц или скорректировать ее на прирост средней заработной платы рабочих организации за четвертый квартал. Этот уровень ставки и следует принять в качестве основы для разработки системы тарифных ставок и должностных окладов работников и предусмотреть его в коллективном договоре предприятия.
1.3. При разработке тарифных условий оплаты труда в организации возможны два подхода. В основу первого из них могут быть положены раздельные системы оплаты труда по категориям работников - система ставок для рабочих и должностных окладов для служащих, включая руководителей, специалистов и служащих - технических исполнителей. Второй подход основан на разработке для всех категорий работников предприятия тарифных условий оплаты труда Единой тарифной сетки.
II. Разработка для рабочих и для служащих раздельных условий оплаты труда
Раздельный подход к тарифным системам оплаты труда основан на применении:
- минимальной ставки оплаты труда работников;
- тарифных ставок 1 разряда, дифференцированных по основным тарифообразующим факторам, - интенсивности труда, месту приложения труда, видам работ, условиям труда и т.д.;
- системы тарифных ставок по разрядам (тарифных сеток) рабочих;
- схем должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих, построенных с учетом сложности их должностных обязанностей (квалификации);
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС).
2.1. Определение размера тарифных ставок 1-го разряда для оплаты труда рабочих
2.1.1. В процессе коллективных переговоров на предприятии может быть установлено несколько уровней тарифных ставок 1 разряда дифференцированных:
- по формам оплаты труда: для сдельщиков (более высокие) и для повременщиков;
- по отдельным профессиональным группам: более высокие ставки для рабочих с повышенной интенсивностью труда (станочники, рабочие на конвейерных и поточных линиях и т.п.) или с повышенной ответственностью, вызванной применяемыми техническими средствами (при работе на высокопроизводительных машинах или агрегатах и т.п.);
- по условиям труда: тарифные ставки повышаются в определенном проценте в зависимости от степени отклонения условий труда на рабочих местах от нормальных;
- по другим признакам, вытекающим из специфики труда и производства в данной организации.
Конкретные различия в размерах ставок определяются целями, которые стоят перед организацией и финансовыми возможностями организации.
2.1.2. В условиях, когда в организации достигнут высокий уровень организации и нормирования труда, т.е. применяются напряженные нормы и нормированные задания, для рабочих повременщиков и сдельщиков могут устанавливаться одинаковые по размеру ставки.
2.1.3. Повышение размеров ставок по фактору условий труда в процентах может быть заменено применением доплат за работу с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.
2.2. Дифференциация тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих
по сложности труда (квалификации работников)
2.2.1. Решая вопрос о дифференциации оплаты труда по сложности при разработке внутрипроизводственных условий оплаты труда работников предприятия необходимо исходить из нормативных требований по тарификации работ, предусмотренных ЕТКС работ и профессий рабочих в рамках 6-8-ми разрядов, и соотношения тарифных ставок крайних разрядов, согласованного при заключении коллективного договора.
2.2.2. Характер изменения тарифных ставок по разрядам должен быть поставлен в зависимость от задач, решаемых организацией через их дифференциацию. С учетом накопленной организациями практики оплаты рабочих могут быть рекомендованы следующие типы построения тарифных сеток, различающиеся характером изменения тарифных коэффициентов по разрядам:
а) с прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов
Тарифные разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,13 |
1,29 |
1,48 |
1,71 |
2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
0,13 |
0,16 |
0,19 |
0,23 |
0,29 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
13,0 |
14,1 |
14,7 |
15,6 |
16,9 |
б) с прогрессивным абсолютным и постоянным относительным возрастанием тарифных коэффициентов
Тарифные разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,15 |
1,32 |
1,52 |
1,74 |
2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
0,15 |
0,17 |
0,20 |
0,22 |
0,26 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
в) с постоянным абсолютным и регрессивным относительным возрастанием тарифных коэффициентов
Тарифные разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
20,0 |
16,7 |
14,3 |
12,5 |
11,0 |
г) с регрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов
Тарифные разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,26 |
1,49 |
1,69 |
1,86 |
2,0 |
Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов |
0,26 |
0,23 |
0,20 |
0,17 |
0,14 |
Относительное возрастание тарифных коэффициентов, % |
26,0 |
18,0 |
13,0 |
10,0 |
8,0 |
Приведенные типы тарифных сеток могут быть модифицированы организацией в желательном для него направлении: увеличен или уменьшен диапазон сетки, т.е. соотношение тарифных ставок крайних разрядов, принят смешанный характер построения ее параметров, основанный на сочетании прогрессивного, регрессивного и равного относительного и абсолютного возрастания тарифных коэффициентов и др.
Выбор характера построения тарифной сетки во многом зависит от финансовых возможностей организации. В этой связи следует иметь в виду, что наиболее экономным является первый тип сетки - с прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов, когда числовые параметры сетки в блоке 2-4-го разрядов (где сосредоточена основная масса рабочих) несколько меньше, чем в трех других типах сеток, что наглядно прослеживается при сопоставлении соответствующих тарифных ставок по разрядам.
Характер построения тарифной сетки зависит также от профессионально-квалификационного состава и баланса рабочих кадров организации. При устойчивом дефиците квалифицированных кадров следует обеспечить ощутимое стимулирование их с помощью усиления прогрессии тарифных коэффициентов соответствующих разрядов. Дефицит малоквалифицированных рабочих и их высокая текучесть также могут быть в определенной мере сдержаны повышением тарифных коэффициентов начальных разрядов. Исходя из того, что тарифная сетка - инструмент дифференциации тарифных ставок по сложности труда и квалификации рабочих и основа организации заработной платы, рекомендуемое маневрирование тарифными коэффициентами допустимо, но в разумных пределах, поскольку есть и другие механизмы стимулирования рабочих дефицитных профессий - премии, доплаты, надбавки, выплаты социального характера и т.д.
2.2.3. При построении схем должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих необходимо решить два вопроса: об объединении различных должностей в группы с равными окладами и о соотношении размеров окладов по категориям работников.
В основу объединения должностей в группы должна быть положена близость или относительное единство содержания труда (круга должностных обязанностей) по сложности, которые определяются посредством аналитического сопоставления характеристик Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Решение вопроса об уровнях окладов по группам должностей служащих рекомендуется ориентировать на следующие соотношения в уровнях тарифной оплаты той и другой категорий работников:
- размер окладов служащих, выполняющих наиболее простые работы, - на уровень ставки рабочего 2-го разряда;
- размер окладов начинающих специалистов (инженеров, экономистов, менеджеров, маркетологов и т.п.) - на уровень ставок рабочих высокой квалификации (5-6-го разрядов);
- оклады высококвалифицированных специалистов (ведущих специалистов и специалистов 1-ой категории) - на превышение ставок рабочих высшей квалификации (6-8-го разрядов);
- оклады руководителей - на кратность величине тарифной ставки начального разряда рабочего основной профессии в данной организации.
III. Разработка единых для всех категорий работников организации
тарифных условий оплаты труда на основе Единой тарифной сетки
3.1. Альтернативой первому подходу организации оплаты труда в организации является переход от двух тарифных систем, привязанных к категориям работников (рабочим и служащим), к единой унифицированной тарифной системе оплаты труда работников различных категорий на основе Единой тарифной сетки (ETC).
ETC представляет шкалу тарификации и оплаты труда всех работников организации, начиная от рабочих низшего уровня квалификации, выполняющих простые работы, до руководителей. Для регулирования тарифных условий оплаты труда работников организаций в производственных отраслях в качестве одного из рациональных вариантов рекомендуется применять 17-разрядную сетку.
Эта сетка представляет поразрядную систему оплаты, как рабочих, так и всей категорий служащих, т.е. руководителей, специалистов и других служащих, с установлением фиксированных в пределах разрядов (группы оплаты) ставок оплаты.
Дифференциация ставок оплаты труда по разрядам осуществляется в ETC по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Для учета в заработной плате других факторов ее дифференциации - условий труда, отклоняющихся от нормальных; тяжести, напряженности труда; индивидуальных результатов труда, превышающих норму; деловых и личных качеств работников и т.д. используются другие элементы организации заработной платы. По отношению к ним тарифная ставка (оклад) как оплата за норму труда является основой формирования всей системы заработной платы.
Структура заработной платы в условиях применения ETC должна быть ориентирована на достаточно высокий удельный вес тарифных ставок - не менее 60-65% - заработной платы в начальный период ее применения с последующим его повышением. Такая ориентация преследует несколько целей: обеспечение относительно высокого общественно нормального уровня воспроизводства работников и выравниванием этого уровня в межотраслевом разрезе; упрощение структуры заработной платы путем исключения из нее элементов, с помощью которых на практике нередко обеспечивается искусственное "выведение заработков"; повышение на базе высокого тарифа уровня нормирования труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации.
Введение ETC в практику организации оплаты труда может обеспечить в условиях становления рыночных отношений социально справедливый принцип оплаты - равная оплата за равносложный труд независимо от сферы его приложения, а также социальную защиту трудящихся, которым работодатель гарантирует оплату в размере тарифной ставки (оклада) соответствующего разряда за выполнение нормы труда, его количественных и качественных параметров.
3.2. В основу формирования рекомендуемой ETC положены следующие принципы построения единой шкалы тарификации и оплаты труда рабочих и служащих.
Первый принцип: охват единой тарифной шкалой всех категорий работников-рабочих (в том числе тарифицируемых по разрядам, классам, категориям), служащих - технических исполнителей, специалистов, руководителей административно хозяйственных и структурных подразделений, руководителей организаций и функциональных служб управления ими.
Второй принцип: тарификация профессий рабочих и должностей служащих, т.е. отнесение их к разрядам оплаты по единой сетке, на основе оценки сложности работ и функций, выполняемых работниками соответствующих групп.
Число разрядов ETC для оплаты работников организаций производственных отраслей (17) определено в результате сопоставительного анализа различий в сложности труда рабочих и профессионально-должностных групп служащих в сочетании с экспертной оценкой места отдельных должностей служащих в единой сетке.
При установлении числа разрядов оплаты труда, прежде всего, было определено их число, необходимое для тарификации рабочих исходя из зафиксированного в ЕТКС работ и профессий рабочих, отнесения их к разрядам оплаты. Учитывается также необходимость приведения в соответствие разрядов работ с их сложностью, а разрядов рабочих - с требуемой для выполнения работ квалификацией.
Проведенное сопоставление существующих методик оценки сложности работ, выполняемых рабочими и служащими, выявило высокую степень общности методических подходов при определении разряда сложности работ обеих категорий работников. Это позволило приравнять (с известной долей допущения) 16 квалификационно-должностных групп служащих установленных по результатам оценки сложности труда этой категории работников, к разрядам оплаты труда и разместить их в ETC, начиная со 2-го разряда ввиду несколько более высокой сложности должностных обязанностей служащих низшей квалификации по сравнению со сложностью труда рабочих 1-го разряда.
Так образовался 17-разрядный диапазон тарификации работников, в рамках которого "пересечение" разрядов оплаты труда рабочих и служащих, обусловленное относительно равной сложностью выполняемых работ, имеет место со 2-го по 8-ой разряды ETC.
Установление разряда оплаты рабочим производится на основе их тарификации в соответствии с требованиями ЕТКС работ и профессий рабочих, а служащим, специалистам и руководителям - по результатам их аттестации на соответствие требованиям Квалификационного справочника должностей служащих.
Третий принцип построения ETC: установление тарифной ставки 1 разряда в размере, ориентированном на уровень минимальной заработной платы работников простого труда, в сочетании с принятым характером нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду.
Размещение рабочих и основных групп служащих на 17-разрядной Единой тарифной сетке рекомендуется принимать в соответствии с Приложением №2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785.
Предприятием могут быть приняты различные варианты нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду: равномерное (в одинаковом проценте), прогрессивное (в нарастающем проценте), регрессивное (в убывающем проценте) или сочетание равномерного, прогрессивного и регрессивного характера нарастания тарифных коэффициентов.
Принятие того или иного характера изменения тарифных коэффициентов в сетке - безусловное право организации. Выбор конкретного варианта построения ETC подлежит согласованию сторон в коллективно-договорном процессе и должен диктоваться, прежде всего, целями, которые ставятся перед дифференциацией оплаты по категориям персонала, а также имеющимися у организации финансовыми возможностями для достижения этих целей.
* * *
Приложение № 2
к Отраслевому соглашению на 2004-2005 годы
П Е Р Е Ч Е Н Ь № 1
Российское агентство по обычным вооружениям
I. Металлургические предприятия
ОАО "Нытва"
II. Металлургические производства:
ОАО "Ижевский машзавод", ОАО "Нижегородский машиностроительный завод", ОАО "Мотовилихинские заводы", ГУП "ПО "Баррикады", ГУП "ПО "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского", ОАО "Завод Трансмаш" (г. Тихвин).
III. Металлургические цеха (копровые, сталеплавильные, прокатные,
литейные, кузнечно-прессовые и кузнечно-штамповочные, выпускающие поковки
из слитков, горячие штамповки), цеха стекловаренные.
ГУП "Ижевский механический завод", ГУП "ПО "Ульяновский машиностроительный завод", ОАО "Барнаульский станкостроительный завод", ОАО "Тульский патронный завод", ОАО "Курганмашзавод", ФГУП "ПО "Уральский завод транспортного машиностроения", ГУП "Омский завод транспортного машиностроения", ОАО "ХК "Барнаултрансмаш", ГУП "Саратовский агрегатный завод", ОАО "Завод им.В.А. Дегтярева", ОАО "АК "Туламашзавод", ГУП "ПО "Новосибирский приборостроительный завод", завод "Красный гигант", ОАО "Лыткаринский завод оптического стекла".
Приложение № 3
к Отраслевому соглашению на 2004-2005 годы
П Е РЕ Ч Е Н Ь № 2
Российское агентство по боеприпасам
Металлургические и литейные производства предприятий
ФГУП "Механический завод К. Либкнехта", ГУП "Завод им. М.И. Калинина", ГУП "Ковровский приборостроительный завод", ФГУП "Владимирское ПО "Точмаш", ОАО "Импульс", ФГУП "Машиностроительный завод "Штамп имени Б.Л. Ванникова", ФГУП "Нововятский механический завод", ОАО "Вятка", ФГУП "Завод "Сельмаш", АП "Нижне-Ломовский злектромеханический завод", ОАО "Завод имени Фрунзе", ФГУП "Саратовский завод приборных устройств", ОАО "Саратовский завод "Проммаш", Казанский завод точного машиностроения им. М.И. Калинина, ФГУП "ПО "Завод имени Серго", ОАО "Орский машиностроительный завод", ОАО "Орский мехзавод", ФГУП "Машиностроительный завод им. Дзержинского", ОАО "Велта", ФГУП "Верхнетуринский машиностроительный завод", ГУП "Серовский механический завод", ГУП "Уралсельмаш", ГУП "Высокогорский механический завод", ГУП "Невьянский механический завод", ФГУП "Челябинский автоматно-механический завод", ОАО "Станкомаш", ОАО "Завод "Булат", ФГУП "ПО "Алмаз", ГУП "Бийское ПО "Сибприбормаш", ФГУП "Кемеровский механический завод", Новосибирское ПО "Сибсельмаш", ФГУП "Новосибирское ПО "Луч", ФГУП "Комета", ФГУП "Сибтекстильм