Аналитические данные о социально-экономическом положении в стране, оборонно-промышленном комплексе и на предприятияхО социально-экономическом положении в стране, оборонно-промышленном комплексе и на предприятиях, в организациях отраслей промышленности.
Поскольку уровень жизни человека труда зависит от социально-экономического положения на предприятии, организации (далее предприятие), на котором он работает, центральный комитет профсоюза постоянно анализирует деятельность предприятий наших отраслей промышленности с учетом положения в других отраслях России.
Для использования в практической работе предлагается материал по итогам работы в 2006 году.
Промышленное производство
В январе-декабре 2006 года рост промышленного производства составил 103,9% к уровню 2005 года.
При этом опережающий рост обеспечен в обрабатывающих производствах (104,4%) и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (104,2%).
Наиболее высокие темпы роста в обрабатывающих производствах (к уровню 2005 года) достигнуты в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (116,7%); производстве резиновых и пластмассовых изделий (111,7%); металлургическом производстве и производстве готовых металлических конструкций (108,8%); текстильном и швейном производстве (107,3%); целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (106,4%).
Вместе с тем существенное снижение выпуска произошло в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (94,5%).
Среднесписочная численность работников в промышленности в январе-ноябре 2006 года несколько сократилась (98% к соответствующему периоду 2005 года) и составила около 25% от общей численности занятых в экономике России. При этом среднемесячная заработная плата работников в промышленности возросла на 21,6% и превысила общероссийский уровень на 9,8%.
Согласно статистическим данным, заработная плата работников промышленности увеличилась на 21,6%, превысив общероссийский уровень на 9,8%. В машиностроении средняя зарплата работников составила: в производстве машин и оборудования - 10 546 рублей (125,2%); производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 10 091 рубль (124,5%); производстве транспортных средств и оборудования - 11 312 рублей (122,2%).
Продолжает увеличиваться доля базовых промышленных организаций, испытывающих недостаток квалифицированных рабочих. По оценкам предпринимателей, доля таких организаций составила в декабре 2006 года 23% против 20% в декабре 2005 года. Наиболее существенна распространенность указанного фактора в организациях, производящих машины и оборудование (49% организаций), а также в организациях, производящих кожу, изделия из кожи и обувь (46% организаций).
В январе-сентябре 2006 года рентабельность производства снизилась до 18,3% в январе-сентябре 2006 года против 20,4% за соответствующий период 2005 года, а доля убыточных организаций соответственно увеличилась до 39,1% против 35,8%
За этот же период в структуре затрат на производство и реализацию продукции несколько снизилась доля материальных затрат (до 61,7% против 62,3%) и затрат на оплату труда (до 11,2% против 11,4%).
Средний уровень загрузки производственных мощностей по сравнению с декабрем 2005 года увеличился с 58% до 61%.
По-прежнему происходил рост цен на сырье и материалы, чем на готовую продукцию (19%). Наиболее интенсивное повышение цен на сырье и материалы отмечалось в организациях, производящих резиновые и пластмассовые изделия.
Практически не снижается сдерживающее воздействие на промышленное производство изношенности и отсутствие надлежащего оборудования и высокий процент коммерческого кредита.
Оборонно-промышленный комплекс
Рост промышленного производства в оборонно-промышленном комплексе в 2006 году составил 109,8%. При этом производство гражданской продукции увеличилось на 4,2%. Объем промышленного производства возрос во всех отраслях, за исключением судостроительной промышленности (84,2% к 2005 году).
Устойчивая положительная динамика и опережающий рост производства промышленной продукции достигнуты в авиационной промышленности (125,2%), в радиоэлектронном комплексе (115,3%), в ракетно-космической промышленности (113,4%) и промышленности боеприпасов и спецхимии (110,7%).
Опережающий рост военного производства обусловил снижение доли гражданской продукции в общем объеме промышленного производства ОПК с 44,3% в 2005 году до 42,0% в 2006 году.
По предварительной оценке, рост промышленного производства ОПК в 2007 году может составить 106-107%, в том числе продукции гражданского назначения - 109-110% процентов.
В целях реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства Указом Президента РФ от 20 марта 2006 г. № 231 создана военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ под председательством заместителя председателя Правительства РФ С.Б. Иванова. ВПК является постоянно-действующим органом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Первым заместителем председателя военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ в ранге Министра РФ утвержден генерал-полковник В.Н. Путилин.
С ноября 2006 года по февраль 2007 года состоялось 5 заседаний и 5 совещаний ВПК, на которых рассматривались вопросы, касающиеся различных аспектов деятельности оборонно-промышленного комплекса, в том числе:
2.10.06. г.
- кадровая политика в оборонно-промышленном комплексе, подготовка (переподготовка) научных, инженерно-технических и рабочих кадров для оборонных предприятий и организаций;
- состояние работы по подготовке проекта стратегии развития и реформирования промышленности боеприпасов;
8.11.06 г.
- состояние работы по созданию перспективных образцов высокоточного оружия.
15.11.06 г.
- состояние работы по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам функционирования оборонно-промышленного комплекса, разработки, производства и поставок вооружения, военной и специальной техники.
20.11.06 г.
- проект государственного оборонного заказа на 2007 год;
- практика формирования контрактных цен на поставку продукции оборонного назначения и меры по повышению эффективности механизма регулирования цен на оборонную продукцию.
18.12.06 г.
- повышение роли оборонно-промышленного комплекса России в инновационной деятельности в области высоких технологий и в развитии национальной экономики.
29.01.07 г.
- совещание, посвященное увеличению производства современных воздушных судов для гражданской авиации, удовлетворяющих требованиям ИКАО, с учетом реализации федеральных целевых программ и целевых проектов поддержки гражданской авиации. Были также рассмотрены вопросы страхования рисков при выполнении государственного оборонного заказа и совершенствования системы ценообразования на продукцию военного назначения при формировании и выполнении государственного оборонного заказа.
По решению Военно-промышленной комиссии кардинально изменен состав комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя ФГУП.
Теперь вопросы утверждения генеральных директоров госпредприятий решают руководитель Федерального агентства по промышленности, представители Минобороны РФ, военно-промышленной комиссии (ВПК), федерального агентства по управлению федеральным имуществом и полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Представители других структур, в т.ч. Минфина, налоговой службы и профсоюзов участвуют в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса.
Кроме того, в Военно-промышленной комиссии рассматривались вопросы, связанные с расширением производства гражданской продукции в оборонных отраслях.
Во исполнение решения Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 18 декабря 2006 года предполагается сформировать единый перечень приоритетных видов высокотехнологичного импортозамещающего оборудования для ТЭК для освоения отечественными компаниями, а также обеспечить создание общедоступных каталогов российских поставщиков (производителей) оборудования и материалов для нефтегазодобычи.
Выпуск гражданской продукции по укрупненным группам характеризуется следующими показателями.
Медицинская техника и запасные части к ней. Предприятия и организации ОПК являются основными разработчиками и изготовителями сложной наукоемкой медицинской техники. В 2006 году производство медтехники, по предварительной оценке, возросло на 5,5%. Указанный прирост во многом обеспечен предприятиями и организациями промышленности обычных вооружений и радиопромышленности.
В настоящее время, при соответствующих мерах государственной поддержки, имеющийся научно-технологический потенциал предприятий ОПК может обеспечить (в том числе с использованием технологий двойного назначения) значительный рост производства высокотехнологичной медицинской техники и в перспективе обеспечить решение проблемы импортозамещения.
В этой связи завершается разработка соответствующей ведомственной целевой программы. В 2007 году предусматривается создание медико-технического центра на базе одного из клинических лечебных учреждений г. Москвы для проведения апробации создаваемого медицинского оборудования.
Непродовольственные товары народного потребления (НТНП). Рост производства НТНП в ОПК в 2006 году составил, по предварительной оценке, 102 процента.
Ускорение роста производства НТНП во многом сдерживается высокой конкуренцией на отечественном рынке со стороны зарубежных производителей.
В 2006 году рост выпуска телевизоров цветного изображения на предприятиях ОПК составил, по предварительной оценке, 115,2%, холодильников и морозильников - 110,7%, стиральных машин - 103,9%. При этом потребительский спрос на автоматические стиральные машины практически полностью удовлетворяется за счет импорта. Перспективы роста отечественного производства, в первую очередь, обусловлены возможностью освоения производства автоматических стиральных машин нового поколения.
В 2006 году рост инвестиций в оборонно-промышленном комплексе за счет всех источников финансирования, по оценке, составил 105,6 процента.
Доля собственных и привлеченных средств в общем объеме инвестиций оценивается, соответственно, на уровне 67% и 33%.
Основной объем бюджетных средств (около 70%) направлен на приобретение нового оборудования.
По предварительной оценке, объем экспортных поставок продукции военного назначения в 2006 году остался практически на уровне 2005 года.
В 2006 году увеличилась доля экспорта продукции авиационной промышленности при уменьшении доли поставок техники для ВМС.
Основными странами-импортерами российского вооружения и военной техники по-прежнему остаются Китай, Индия, Алжир, Вьетнам, Йемен, Ливия, Республика Корея.
В 2006 году наметилась тенденция к расширению экспорта за счет государств Центральной и Латинской Америки (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай).
В 2007 году, по оценкам, Россия останется среди лидеров стран-экспортеров вооружений (на втором месте после США).
Объем экспорта гражданской продукции организациями ОПК в 2006 году оценивается на уровне 2005 года - около 700,0-725,0 млн. долл.
В 2002-2005 гг. численность занятых в отраслях промышленности ОПК ежегодно сокращалась на 5-7 процентов.
В результате стабилизации положения с размещением и финансированием гособоронзаказа в 2006 году динамика сокращения численности снизилась, по предварительным оценкам, до 4,5 процента.
Динамика численности за 11 месяцев 2006 года по отношению к предыдущему периоду по отраслям:
промышленность боеприпасов и спецхимии - 98,1% (наука - 101,4%)
промышленность обычных вооружений - 92,2% (наука - 96,8%)
Продолжающееся сокращение численности работников во многом обусловлено сравнительно невысоким уровнем заработной платы в оборонно-промышленном комплексе.
Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК в 2006 году, по предварительным данным, составила 9 650 рублей, в том числе:
промышленность боеприпасов и спецхимии - 6 911 руб. (наука - 10 269 руб.)
промышленность обычных вооружений - 8 876 руб. (наука - 11 104 руб.)
Вопросу заработной платы работников уделено особое внимание в «Федеральном межотраслевом соглашении по промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2006-2008гг.»
Поставлены задачи:
- довести размер средней зарплаты работников организации кратный прожиточному минимуму трудоспособного населения в соответствующем регионе в 2006 - 2,5, 2007 - 3,0, 2008 - 3,5;
- установить минимальный размер оплаты труда работников (ставка 1 разряда) не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.
Предусмотрено довести тарифную часть в заработной плате работника на производстве с регламентируемыми процессами до 70 процентов, проводить индексацию зарплаты в связи с инфляцией и соблюдать соотношение в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% с самой высокой в размере 1:6.
В инструктивном письме Федерального агентства по промышленности и ЦК профсоюза от 13 декабря 2005г., направленном работодателям и председателям профсоюзных организаций, указано: «в своей работе при регулировании социально-трудовых отношений, ведении коллективных переговоров, разработке проектов, заключении и изменении коллективных договоров необходимо руководствоваться Федеральным межотраслевым соглашением».
Вместе с тем, массовая проверка, рассмотрение данного вопроса на заседании межотраслевой комиссии и II-ом Пленуме ЦК профсоюза, показали, что в большинстве коллективных договоров предприятий и организаций не нашли отражения многие важнейшие задачи, определенные Федеральным межотраслевым соглашением.
Нужно отдать должное тому, что в КД предприятий ёмко представляются дополнительные льготы и гарантии отдельным категориям работников.
Однако эти гарантии, как правило, разовые и охватывают узкий круг людей, что в итоге не решает задачу по существенному увеличению доходов всех работников.
Анализ колдоговоров показал, что с большими трудностями реализуются не только задачи в области оплаты труда, но и по другим направлениям, в том числе по охране труда и здоровья, работе с молодежью, содействию занятости и др.
Поэтому, по результатам анализ работодателям и профсоюзным организациям направлен совместный документ, обязывающий в ходе коллективных переговоров, заключении и внесении изменений и дополнений в коллективные договоры руководствоваться Федеральным межотраслевым соглашением.
Одним из факторов сдерживающих рост заработной платы - несовершенство нормативно-правовой базы по ценообразованию на продукцию оборонного заказа. Этот вопрос неоднократно ставился нашими профсоюзами перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии распоряжением Правительства РФ Минпромэнерго России разработало «Порядок определения затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу», в котором учтены основные предложения оборонных профсоюзов по учету затрат на оплату труда.
Приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 года № 200 данный Порядок утвержден, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в «Российской газете» от 20 января 2006 года, № 11 (4274).
Развитие и сохранение кадрового потенциала, повышение его качества, в том числе на основе использования системы профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования, во многом обусловлены финансово-экономическим состоянием предприятий и организаций ОПК.
Проблемы и задачи кадровой политики в оборонно-промышленном комплексе, подготовки (переподготовки) научных, инженерно-технических и рабочих кадров для оборонных предприятий и организаций были рассмотрены 2 ноября 2006 года на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
На указанном заседании были приняты решения по вопросам подготовки и сохранения кадров для организаций оборонных отраслей промышленности.
Во исполнение поручения Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации принято 30 декабря 2006 года постановление Правительства Российской Федерации № 854 «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007 - 2010 годы».
По оперативной информации за 11 месяцев, прибыль промышленных предприятий ОПК превысила уровень 2005 года.
Кредиторская задолженность за этот период увеличилась на 22,3%, в том числе:
промышленность боеприпасов и спецхимии - сократилась на 2 %
промышленность обычных вооружений - на 64 %
Кредиторская задолженность составляет по платежам: в бюджет 5,6%, в государственные внебюджетные фонды - 3,2% от всей суммы кредиторской задолженности.
Сумма дебиторской задолженности предприятий и организаций ОПК увеличилась на 30,0%.
Несмотря на позитивные сдвиги финансовое положение промышленных предприятий и научных организаций ОПК остается сложным. Предприятия по-прежнему испытывают недостаток в оборотных средствах. Многие из них находятся на грани банкротства. Так, на ФГУП «Краснозаводский химзавод» кредиторская задолженность в 17,5 раза превышает, а «ПО «Баррикады» равнозначна годовому объему производства.
В 2006 году в различных стадиях процедуры банкротства находились 17 предприятий промышленности боеприпасов и спецхимии и 11 - промышленности обычных вооружений.
В целях предупреждения банкротства организаций оборонно-промышленного комплекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 года, № 301 образована Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Правительственная комиссия). В состав Правительственной комиссии и её рабочих групп вошли представители профсоюзов оборонного комплекса.
Свою практическую деятельность Правительственная комиссия и рабочие группы начали с ноября 2006 года. За этот короткий период только Рабочая группа по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса и подготовке решений о признании банкротом стратегических предприятий и организаций рассмотрела 17 предприятий (ноябрь-10, декабрь-7). По всем рассмотренным предприятиям признано нецелесообразным подача заявлений о банкротстве. В плане работы на 2007 год уже значатся 48 предприятий и организаций.
В целях сохранения значимых предприятий и уникальных технологий федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)» предусматривалось создание казенных предприятий.
В 2006 году их создано 11 и общее количество казенных предприятий достигло 16, из них одно предприятие промышленности обычных вооружений (ФКП «Амурский патронный завод «Вымпел») и 15 заводов промышленности боеприпасов и спецхимии.
Главное при создании этих заводов - списание всей образовавшейся кредиторской задолженности и пени в бюджет и внебюджетные фонды.
Для компенсации задолженности в пенсионный фонд и по заработной плате работникам государством выделяются субсидии в полном объеме. Выделяются также субсидии на ликвидацию задолженности работодателя по профсоюзным взносам.
В частности, при преобразовании только одного предприятия - ФГУП «НПО им. С.М. Кирова» в ФКП «Пермский пороховой завод» погашена кредиторская задолженность на сумму более 800 млн. рублей и выплачены целевые средства на компенсацию задолженности по кредитам и заработной плате - 700 млн. рублей.
С созданием казенных заводов возникла проблема по срокам предоставления субсидий казенным заводам на компенсацию убытков, связанных с их текущей хозяйственной деятельностью, как правило, возникающих из-за недостаточной загрузки производства.
Минпромэнерго России считает, что такая компенсация должна выплачиваться один раз по результатам хозяйственной деятельности за год.
Мы настаивали на ежеквартальной индексации и с этим требованием неоднократно обращались в Минпромэнерго России и Военно-промышленную комиссию.
21 ноября 2006 г. на заседании Правительственной комиссии принято решение о предоставлении казенным заводам компенсации ежеквартально. Прорабатывается механизм реализации данного решения.
Центральный комитет профсоюза наряду с оказанием практической помощи отдельным предприятиям в последние годы все большее внимание уделяет содействию в устранении основных проблем, мешающих деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.
При этом мы продолжаем добиваться реализации требований профсоюза, переданных от имени Ассоциации Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности заместителя Председателя Правительства РФ Жукову А.Д. при проведении в Москве коллективной акции протеста 22 сентября 2005 года.
Центральный комитет профсоюза совместно с Ассоциацией российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности (АРПООП) продолжает работу по расширению взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в т.ч. и с Военно-промышленной комиссией (ВПК).
В декабре 2006 г. по настоянию АРПООП проведено заседание Российской трехсторонней комиссии, на которой рассмотрен доклад Ассоциации о проблемах и задачах в оборонно-промышленном комплексе.
О текущей ситуации развития промышленного производства (январь 2007)
Промышленное производство
Рост промышленного производства в январе 2007 года составил 108,4% (по сравнению с январем 2006 года) против 104,4% в январе 2006 года.
Ускорение роста промышленного производства в январе 2007 года во многом обусловлено существенным ростом обрабатывающих производств (117,3% против 104,1% в январе 2006 года), в том числе в результате опережающего роста производства продовольственных товаров (124,6% против 95,6% в январе 2006 года), производства кожи, изделий из кожи и производства обуви (133,8% против 108,5%), производства резиновых и пластмассовых изделий (127,6%), производства строительных материалов (136,3% против 97,5%), производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (125,1% против 113,3%), а также транспортных средств и оборудования (123,4% против 110,2% в январе 2006 года).
При этом существенно возрос выпуск основных видов промышленной продукции: цемента (на 49%), стальных труб (на 34,5%), готового проката черных металлов (на 10,1%), газовых турбин (на 63,9%), легковых автомобилей (на 25,0%), грузовых автомобилей (на 54,8%), синтетических смол и пластмасс (на 24,7%), пиломатериалов (на 18,4%), обуви (на 25,5%).
Ускорение роста обрабатывающих производства достигнуто на фоне относительно невысокого роста в сфере добычи полезных ископаемых (104,2% против 100,9% в январе 2006 года) и снижения выпуска (вследствие аномально-теплой погоды) в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (89,5% к январю 2006 года).
Рост промышленного производства в 2007 году оценивается на уровне 104,2% (прогноз социально-экономического развития до 2009 года), в 2006 году рост промышленного производства составил 103,9 процента.
Оборонно-промышленный комплекс
По оперативной информации, рост промышленного производства ОПК в январе 2007 года составил 125,4% к уровню соответствующего периода 2006 года.
При этом производство продукции гражданского назначения увеличилось на 16,6 процента. Доля гражданской продукции составила 48,6% от общего объема производства ОПК.
Высокими темпами наращивалось производство в промышленности обычных вооружений (158,3%), авиационной промышленности (123,8%), в отраслях радиоэлектронного комплекса (138,7%), промышленности боеприпасов и спецхимии (113,6%), судостроительной промышленности (111,1%).
Производство гражданской продукции возросло во всех отраслях, за исключением ракетно-космической и судостроительной промышленности. Производство продукции гражданского назначения снизилось на 15,2% - в ракетно-космической промышленности и на 30,4% - в судостроительной промышленности.
В авиационной промышленности рост производства обеспечен как в военном, так и в гражданском секторах. Рост производства во многом обусловлен увеличением поставок по экспортным контрактам, а также на внутренний рынок рядом ведущих предприятий отрасли.
В январе 2007 года возросло производство оборудования для перерабатывающих отраслей АПК (на 16,2%), оборудования для ТЭК (на 16,9%), оборудования для легкой промышленности (на 10,8%).
В судостроительной промышленности рост производства в январе 2007 года обусловлен значительным ростом выпуска военной продукции.
Вместе с тем снижение выпуска продукции гражданского назначения обусловлено спадом производства на ряде крупных судостроительных заводов..
Произошло снижение производства технологического оборудования и запчастей для АПК (на 53,5%), для торговли (на 90%), потребительских товаров (на 23,1%). В то же время возросло производство медтехники (на 28,4%), оборудования для ТЭК (на 28,1%), продукции общего машиностроения (рост в 3,5 раза).
В промышленности обычных вооружений рост производства (к январю 2006 года) достигнут как в военном, так и в гражданском (на 57,4%) секторах.
Рост производства гражданской продукции во многом обусловлен увеличением выпуска (более чем в 3 раза) грузовых магистральных вагонов на ФГУП «ПО «Уралвагонзавод им. Дзержинского» (обеспечившего производство 43% всей гражданской продукции отрасли).
В промышленности боеприпасов и спецхимии достигнут рост производства оборудования для ТЭК (на 20,0%), технологического оборудования для торговли (на 6,7%), медтехники (более чем в 2,5 раза), потребительских товаров (на 27,1%) и промышленных взрывчатых веществ (на 12,0%).
В радиоэлектронном комплексе значительный рост производства обеспечен во всех подотраслях (как по военной, так и по гражданской продукции).
В январе 2007 года увеличилось производство приборов СВЧ, резисторов, изделий коммутационных и установочных, микросхем интегральных, приборов электровакуумных, радиокомпонентов, микроэлектроники, конденсаторов, приборов электронных пьезоэлектрических, потребительских товаров.
При этом в электронной промышленности рост выпуска гражданской продукции составил 111,9 процента.
В радиопромышленности рост производства гражданской продукции составил 116,3 процента.
Рост производства в промышленности средств связи составил 113,2%, вместе с тем выпуск гражданской продукции снизился - на 2,1 процента.
Отдел по защите социально-трудовых отношений.
* * *