119119, Москва, Ленинский пр-т 42, а/я 259 Тел./Факс: 938-83-13
Всероссийский профсоюз
работников оборонной промышленности
ОБОРОНПРОФ В единстве — наша сила!
Главная
Визитная карточка профсоюза
О профсоюзе
Структура профсоюза
Лидеры профсоюза
Организации профсоюза
Наши издания
Календарь мероприятий
Социальное партнерство
Наши партнеры
Межотраслевое соглашение
Молодежная политика
Молодежная комиссия
Новости
Форум
Ассоциация Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности
Международное сотрудничество
Устав
и нормативные документы
Рекомендуем посетить
Вопрос-ответ
Контактная информация
Архив новостей
← Вернуться назад
08.02.2008
Как мы уже информировали, 29 января 2008 г. председатель профсоюза А.Чекменев выступил на заседании Генерального Совета ФНПР. Предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления.

Предлагаем Вашему вниманию полный текст выступления.

А. Чекменв: Решение социально-экономических проблем работников - главная задача профсоюзов.

В силу особенностей предприятий и организаций оборонного комплекса наш профсоюз, как и другие профсоюзы оборонного комплекса, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года № 500 ведёт переговоры и заключает с Федеральным агентством по промышленности Соглашение, которое является ключевым, основополагающим в системе взаимоотношений между представителями работников, работодателей и органами государственной власти.

Практика заключения таких соглашений в оборонных отраслях промышленности показала, что они оказали достаточно эффективное воздействие на социально-экономическое положение трудящихся.

Отраслевые стандарты по заработной плате, формированию социального пакета, организации рабочих мест, охране труда и здоровья работника стали базовыми при ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров на большинстве предприятий.

Вместе с тем, отсутствие в большинстве отраслей оборонного комплекса объединений работодателей оказывает существенное негативное влияние на обязательность выполнения отраслевых соглашений работодателями.

Федеральный закон «Об объединениях работодателей» не стимулирует создание таких объединений. Поэтому требуется определенная корректировка этого закона.

В то же время Федеральное агентство по промышленности, в силу ограниченности своих функциональных обязанностей, не вправе требовать от работодателей выполнения всех взятых обязательств по соглашениям.

Мы считаем, что решение проблемы лежит в пересмотре функциональных обязанностей и полномочий федеральных органов исполнительной власти (в частности - Роспрома) в вопросах социального партнерства.

Представители профсоюза и его организаций принимают активное участие в работе координационных и совещательных органов при федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По поручению Ассоциации профсоюзов оборонных отраслей промышленности я являюсь членом Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса. Есть наши представители в Рабочих группах этой комиссии.

Эффективным показателем работы данного органа явилось резкое сокращение предприятий-банкротов в наших отраслях промышленности.

Если за период с 2001 по 2005 годы в результате применения различных процедур банкротства на 29 предприятиях наших отраслей промышленности было ликвидировано более 25 тысяч рабочих мест, то в течение последних двух лет только по одному предприятию подано заявление налоговых органов в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.

Вместе с тем, к сожалению, положение предприятий оборонного комплекса России продолжает оставаться тяжёлым. Лишь 36 % стратегических оборонных предприятий имеют достаточную платёжеспособность, а 23 % из них стоят на грани банкротства.

Опыт предыдущих лет убедительно показал необходимость создания государственных гарантий материальных прав работников в случае неплатежеспособности или банкротства работодателя.

В июле прошлого года Центральный комитет профсоюза заключил с Федеральной службой по труду и занятости Соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере обеспечения трудовых прав работников.

Предметом данного Соглашения является взаимодействие Роструда и профсоюза в совместной защите трудовых прав работников, выявлении, устранении и предупреждении их нарушений, в контроле за выполнением Межотраслевого соглашения.

Однако, в связи с тем, что Федеральная служба по труду и занятости осуществляет только функции по контролю и надзору в сфере труда, в последнее время отсутствует нормативно-методологическое обеспечение по оплате и нормированию труда.

Требуют совершенствования национальный классификатор профессий (занятий), единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), формирование системы признания и оценки результатов образования и обучения.

В соглашение с Рострудом включена специальная статья, которая предусматривает проведение совместных проверок по соблюдению требований трудового законодательства в области охраны труда работников, расследование причин несчастных случаев на производстве и другие мероприятия.

Только в течение 2006 года технической инспекцией труда профсоюза совместно с органами государственного надзора и контроля было проведено более 260 проверок, в результате которых было выявлено около 2,5 тысяч нарушений.

Совместно расследовано более 100 несчастных случаев с тяжелыми, смертельными исходами и групповых.

Вместе с тем, эффективность проводимой работы снижают следующие причины:

- При проведении административной реформы сократилась численность государственных инспекторов. Кроме того, с принятием Федерального закона № 134 от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» ограничивается количество плановых проверок. Их может быть не более одной в два года, что существенно сократило число проводимых ими проверок, в том числе и совместных;

- Кроме того, в Положении о Федеральном агентстве по промышленности отсутствуют полномочия и ответственности за техническую безопасность производств, т. е. невозможность осуществления на предприятиях государственной политики в области охраны труда и системы организационно-методической и аналитической работы по охране труда, разработки нормативной отраслевой базы и целевых программ по улучшению этой работы.

Ухудшение контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда в результате разрушения отраслевой системы управления этой работой, снижение ответственности работодателей и отсутствие их экономической заинтересованности в улучшении условий и охраны труда привело к росту удельного веса работников, занятых на работах с вредными условиями труда и ухудшению состояния их здоровья.

Решение этих вопросов, по нашему мнению, возможно при воссоздании Министерства труда Российской Федерации,

Центральным комитетом профсоюза последовательно проводится линия по сохранению медико-санитарных частей предприятий и санаториев-профилакториев, особенно в отраслях, где используются вредные и взрывоопасные производства.

Проводимая в настоящий момент политика, направленная на сокращение промышленно-производственного медицинского обслуживания негативно сказывается на здоровье работников. Особенно это касается градообразующих предприятий.

По нашему мнению, сохранение и модернизация существующих медицинских и оздоровительных учреждений наряду с проведением диспансеризации работающих граждан, медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами могли бы стать частью приоритетного национального проекта «Здоровье».

* * *

 
 ©1991—2024 Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности. Все права защищены.
Дополнительная информация — vprop@mail.ru