Вознаграждение за трудВ соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ, содержащей определение понятия «заработная плата (оплата труда работника)», предусмотрены следующие слагаемые в составе заработной платы группы выплат, существенно различающихся по их целевому назначению и по основаниям их начисления:
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вознаграждение за труд, признаваемое в соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ первым по значимости слагаемым элементом заработной платы, находится под особой защитой Конституции РФ. Так, в соответствии с частью 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Как видно, вознаграждение за труд, минимального размера оплаты труда является не просто составной частью заработной платы, предусмотренной ТК РФ, но особой конституционной гарантией. включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом
В настоящее время в Российской Федерации Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» установлено минимальное вознаграждение за труд как конституционная гарантия в размере 2300 рублей в месяц (статья 1).
Величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации как основная государственная гарантия предусмотрена также статьей 130 ТК РФ.
Вторую составную часть заработной платы в виде компенсационных выплат ТК РФ не только формально не включает в состав вознаграждения за труд (см. часть первую ст. 129 ТК РФ), но и основания этих выплат работникам связывает не с количеством и качеством их труда, а с их работой, т.е. выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписание, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в условиях, (1)отклоняющихся от нормальных, (2)работой в особых климатических условиях и (3)на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и (4)иные выплаты компенсационного характер.
Так, оплата труда (а не вознаграждение за труд) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда (см. часть первую ст. 146 и статью 147 ТК РФ). Компенсационные выплаты указанным работникам в виде конкретных размеров повышения оплаты труда (а не вознаграждения за труд) устанавливаются работодателями в соответствии с частью третьей ст. 147 ТК РФ не в целях вознаграждения за определенный труд, а в целях компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда на здоровье работников. Частью второй ст. 146 ТК РФ предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 г. № 375/22-61 «Об утверждении типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда в производственных объединениях и на предприятиях лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, лесного хозяйства, и перечня должностей руководителей, специалистов и служащих производственных объединений и предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, занятых на работах по защите леса от вредителей и болезней, а также от сорняков и нежелательной древесной и травяной растительности, которым должностные оклады повышаются до 12%» установлен перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, из которого видно, что это работа с различными вредными веществами. Даже из названия данного Постановления можно сделать вывод, что доплата к заработной плате производится именно за условия труда, а не за выполнение трудовых обязанностей. Таким образом, данные доплаты не являются оплатой непосредственно процесса труда, а являются дополнительной государственной гарантией к заработной плате за тяжелые, вредные и опасные условия труда.
В статье 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со статьями 316 и 317 ТК РФ размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате устанавливаются Правительством РФ. При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.
Как видно, согласно части 1 статьи 129 ТК РФ районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, кроме того, механизм установления данных компенсационных выплат (решениями Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления) не находится ни в какой зависимости от механизма установления нижней планки вознаграждения за труд - минимального размера оплаты труда (устанавливаемого федеральным законом) (см. Комментарий официальных органов к главе 50 Трудового кодекса Российской Федерации под ред. А.Л. Сафонова. – М.: МЦФЭР, 2006., стр. и Комментарий к главе 50 Трудового кодекса Российской Федерации под ред. Н.Г. Гладкова, И.О. Снигиревой. – М.: Профиздат, 2006.)
Другие виды компенсационных выплат (например, в связи со служебными командировками, со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера) ТК РФ относит к компенсациям, установленным в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законодательством (см. часть вторую ст. 164 ТК РФ). Компенсация работникам этих затрат (расходов) никакого отношения к вознаграждению за труд, следовательно, и к минимальному размеру оплаты труда не имеет.
Отдельно следует рассмотреть вопросы компенсационных выплат при работе по совместительству и при совмещении профессий.
Работа по совместительству, включая внутреннее совместительство, – это регулярная оплачиваемая работа, выполняемая в свободное от основной работы время по другому трудовому договору (см. статью 60.1 ТК РФ) с соответствующими правовыми последствиями в области оплаты труда, предусмотренными главой 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству» ТК РФ. В частности, согласно статье 285 ТК РФ лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда должна производиться с учетом этих коэффициентов и надбавок. Эти компенсационные выплаты лицам, работающим по совместительству, по правовой природе ничем не отличаются от таких же компенсационных выплат другим работникам, то есть не являются вознаграждением за труд и не подлежат включению в установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Работа при совмещении профессий (должностей), при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, согласно статьям 60.2 и 151 ТК РФ является дополнительной работой за дополнительную оплату (доплату).
Третью составную часть заработной платы (оплаты труда) наряду с вознаграждением за труд и компенсационными выплатами часть 1 статьи 129 ТК РФ связывает со стимулирующими выплатами (доплатами и надбавками стимулирующего характера, премиями и иными поощрительными выплатами).
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд (в виде МРОТ) и компенсационных выплат согласно статье 135 ТК РФ могут быть установлены либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем, либо коллективным договором и соглашениями.
Нетрудно при этом заметить, что стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) могут быть, но могут и не быть, а вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда, как конституционная гарантия, является обязательной формой выражения заработной платы.
Отдельно необходимо обратить внимание на социальные выплаты, которые согласно определению, содержащемуся в части первой статьи 129 ТК РФ не входят в понятие заработной платы, в ее составную часть – вознаграждение за труд, а, следовательно, и в минимальный размер оплаты труда. Это выплаты, которые устанавливаются в коллективном договоре и представляют собой особую форму компенсаций (частичную либо полную) расходов работников, например, на медицинское обслуживание, питание, путевки в дома отдыха и т.п. Как видно, из приведенных примеров, данные виды выплат не имеют никакого отношения ни к вознаграждению за труд, ни к компенсационным и стимулирующим выплатам и, таким образом, не входят в систему заработной платы.
Здесь также следует иметь в виду, что согласно пункту 2 Положения «Об особенностях порядка начисления средней заработной платы», утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 213, содержащее перечень различных видов выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка. Согласно данному Положению социальные выплаты в данный перечень не входят.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ, частью 1 статьи 129, ст. 130, ст. 135, частью 1 ст. 146, ст.147, ст. 148, ст. ст. 151-153, ст. ст. 313-317 ТК РФ в минимальный размер оплаты труда как вознаграждение за труд и, как конституционную гарантию, не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Секретарь ФНПР,
Заслуженный юрист РФ Н.Г. Гладков
27.11.2007
* * *