119119, Москва, Ленинский пр-т 42, а/я 259 Тел./Факс: 938-83-13
Всероссийский профсоюз
работников оборонной промышленности
ОБОРОНПРОФ В единстве — наша сила!
Главная
Визитная карточка профсоюза
О профсоюзе
Структура профсоюза
Лидеры профсоюза
Организации профсоюза
Наши издания
Календарь мероприятий
Социальное партнерство
Наши партнеры
Межотраслевое соглашение
Молодежная политика
Молодежная комиссия
Новости
Форум
Ассоциация Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности
Международное сотрудничество
Устав
и нормативные документы
Рекомендуем посетить
Вопрос-ответ
Контактная информация
Архив новостей
← Вернуться назад
30.08.2007
О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты

В связи с принятием Федерального закона № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты» у профсоюзных организаторов возникает вопрос: что считать минимальным размером оплаты труда?

 

Предлагаем Вам информацию, размещенную на сайте ФНПР по этому вопросу.

 

О минимальном размере оплаты труда по Федеральному закону от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты»

20 апреля 2007 года Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты» за № 54-ФЗ.

Принятым Федеральным законом предусматривается установление минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007 года в сумме 2300 рублей в месяц.

В то же время законодатель ушел от определения минимального размера оплаты труда, закрепленного в части 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ и предлагает регулировать только размер минимальной заработной платы Федеральным законом. Такое нововведение соответствует части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, а также статье 421, которая определяет, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда устанавливаются федеральным законом.

Исключив из Трудового кодекса РФ часть вторую статьи 129, законодатель, тем самым, исключил из действующего законодательства определение понятия минимального размера оплаты труда.

В этой связи на практике может возникнуть вопрос: включаются ли в понятие минимальный размер оплаты труда компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ раскрывает компенсационные выплаты как доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.

В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Так, например, статья 316 «Районный коэффициент к заработной плате» и статья 317 «Процентная надбавка к заработной плате» ТК РФ относят названные компенсационные выплаты как государственные гарантии в виде дополнительных выплат к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с разъяснением «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденным постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 года №49, коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате и процентные надбавки начисляются на фактический заработок работника. Это значит, что заработная плата, в том числе минимальная, подлежит увеличению на установленный законодательством коэффициент.

Кроме того, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате устанавливаются для каждого конкретного района и зависят от непрерывного стажа конкретного работника, что также исключает возможность включения данных выплат в минимальный размер оплаты труда в виде конкретной фиксированной суммы (см. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации под ред. Н.Г. Гладкова, И.О. Снигиревой. - М.: Профиздат, 2006., стр. 713-715 и Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации под ред. А.Л. Сафонова. - М.: МЦФЭР, 2006., стр. 504, 989).

Касаясь других видов компенсационных выплат, например, таких как возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, и со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера, то здесь необходимо обратить внимание, что новая редакция Трудового кодекса РФ относит указанные расходы к государственным гарантиям, которые выражаются в возмещении расходов. Таким образом, расходы, связанные со служебными командировками и поездками, не включаются в понятие заработной платы, а, следовательно, и в понятие минимального размера оплаты труда.

Стимулирующие выплаты - это доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (часть 1 статьи 129 ТК РФ). На сегодняшний день нет однозначной позиции будут ли они включаться в минимальный размер оплаты труда. Однако полагаем, что этот вопрос можно и нужно решать через коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не относя стимулирующие выплаты к минимальному размеру оплаты труда как к государственной гарантии.

Что касается социальных выплат, то они согласно определению, содержащемуся в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ не входят в понятие заработной платы, а, следовательно, и в минимальный размер оплаты труда.

Следует также обратить внимание на Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 213, которым утверждено Положение «Об особенностях порядка начисления средней заработной платы». Пункт 2 Положения содержит перечень различных видов выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка. Социальные выплаты в данный перечень не входят.

Также очень важно отметить статью 5 принятого Федерального закона устанавливающую, что «в связи с принятием настоящего Федерального закона не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) выплат, установленных до дня вступления его в силу».

Изменения также затронули и часть 2 статьи 144 Трудового кодекса РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации вместо прежней редакции «может устанавливать» теперь «устанавливает» базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным группам. При этом, следует обратить внимание на новую статью 351 Трудового кодекса РФ, которая предписывает соответствующим федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления направлять на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы, необходимые для обсуждения. Таким образом, представители работников и работодателей смогут принимать участие в установлении базовых окладов и ставок заработной платы.

Как видно, изменение, внесенное в статью 144 ТК РФ во взаимосвязи с изменениями, внесенными в часть 4 статьи 133 ТК РФ направлены также на реформирование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и направлены на разрыв существующий на сегодняшний день связки между размерами тарифных ставок и окладов и минимального размера оплаты труда. Если сегодня оплата труда работников производится на основании Единой тарифной сетки (ЕТС) и самый низший разряд по ЕТС, как правило, равнялся минимальному размеру оплаты труда, то в связи с принятием данного закона будут установлены базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Существенным изменениям подверглась и статья 1331 Трудового кодекса Российской Федерации. В первоначальной редакции проекта федерального закона предполагалось устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации региональными органами законодательной власти. Федеральным законом, принятым в окончательной редакции, предлагается устанавливать минимальный размер заработной платы в субъекте Российской Федерации в отдельных региональных соглашениях, которые заключаются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. В законе также прописана процедура присоединения работодателей к этому соглашению: механизм такой же, как и для присоединения к отраслевым соглашениям федерального уровня социального партнерства.

Таким образом повышается роль и значение трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по созданию социальных стандартов в субъектах Российской Федерации.

20.05.2007

 

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что в «Федеральном межотраслевом соглашении по промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2006-2008 годы» с изменениями и дополнениями, внесенными межотраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 02.04.2007 г., в разделе Оплата труда определено, что

«Работодатели обязуются:

...

5.6. Устанавливать минимальный размер оплаты труда работников (ставка 1 разряда единой тарифной сетки) при соблюдении ими установленной продолжительности рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей (норм труда) на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (без учета доплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации).

....»

 

В этой связи при заключении коллективных договоров на предприятиях и в организациях следует руководствоваться данной отраслевой нормой, что соответствует требованиям ч. 1 ст.9, ч.2 ст46 и ч.2 ст. 135 Трудового кодекса РФ.

Отдел по защите социально-трудовых прав трудящихся, юридический отдел

 

* * *

 
 ©1991—2024 Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности. Все права защищены.
Дополнительная информация — vprop@mail.ru