119119, Москва, Ленинский пр-т 42, а/я 259 Тел./Факс: 938-83-13
Всероссийский профсоюз
работников оборонной промышленности
ОБОРОНПРОФ В единстве — наша сила!
Главная
Визитная карточка профсоюза
О профсоюзе
Структура профсоюза
Лидеры профсоюза
Организации профсоюза
Наши издания
Календарь мероприятий
Социальное партнерство
Наши партнеры
Межотраслевое соглашение
Молодежная политика
Молодежная комиссия
Новости
Форум
Ассоциация Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности
Международное сотрудничество
Устав
и нормативные документы
Рекомендуем посетить
Вопрос-ответ
Контактная информация
Архив новостей
← Вернуться назад
10.12.2007
07 декабря 2007 года проведен IV пленум ЦК профсоюза

07 декабря т.г. проведен IV пленум ЦК профсоюза с повесткой дня:

1.О прекращении полномочий членов ЦК профсоюза.

2.О прекращении полномочий члена президиума ЦК профсоюза.

3.О работе работодателей и первичных профсоюзных организаций по повышению уровня заработной платы.

4.О корректировке отдельных статей сметы доходов и расходов бюджета ЦК профсоюза на 2007г.

5.Об утверждении сметы доходов и расходов бюджета ЦК профсоюза на 2008г. и нормативе отчислений на 2008г.

6.Об отчислениях от членских профсоюзных взносов на деятельность территориальных комитетов профсоюза в 2008г.

        

С докладом по третьему вопросу выступил председатель профсоюза А.И.Чекменев.

В работе IV пленума приняли участие и выступили представители Федерального агентства по промышленности, управления промышленности обычных вооружений, Федеральной службы по труду и занятости, руководители ряда предприятий отрасли.

        

По всем обсуждаемым вопросам приняты постановления.

Накануне, 6 декабря проведены заседания комиссий ЦК профсоюза и президиума ЦК профсоюза.

Более подробная информация будет опубликована в ближайшем номере «Экспресс-Информации».

*  *  *

ДОКЛАД IV ПЛЕНУМУ ЦК ПРОФСОЮЗА

О работе работодателей и первичных профсоюзных организаций

по повышению уровня заработной платы

Вопрос, который вынесен сегодня на обсуждение – уровень заработной платы, является одним из важнейших элементов оценки результатов труда работников, их материального благосостояния и в конечном итоге уровня жизни населения.

В последнее пятилетие произошли существенные изменения в подходах к определению, как размеров заработной платы, так и способов ее установления. Связано это, в первую очередь со снижением значения государственной регламентации и усилением роли договорных процессов в установлении размеров и систем оплаты труда.

Поэтому назрела настоятельная необходимость рассмотреть все факторы в той или иной мере оказывающие влияние на уровень заработной платы, ее соответствие социально-экономической ситуации в стране.

В течение последних двух лет продолжалось развитие отечественной экономики.

Только за 9 месяцев 2007 г. объем валового внутреннего продукта составил 107,9%, индекс промышленного производства - 106,6% к соответствующему периоду прошлого года.

В целом по России среднемесячная заработная плата одного работника возросла до 13 801 руб., что составляет 125,7% к 2006 г.

За этот же период рост промышленного производства ОПК составил 114,1% к соответствующему периоду 2006 года. При этом  производство гражданской продукции увеличилось на  8,6 %, устойчиво росло производство продукции военного назначения.

В промышленности обычных вооружений темпы роста объемов производства составили 123,0%, заработной платы 128,0%, в промышленности боеприпасов и спецхимии - 120,7% и 125,8% соответственно.

За счет эффективной работы Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса за период 2006 г. и 9 месяцев т.г. Федеральной налоговой службой не было подано ни одного заявления в арбитражный суд о признании наших предприятий банкротом.

Таким образом, экономическое положение вроде бы должно способствовать достойному повышению благосостояния населения.

Однако, рост заработной платы и денежных доходов основной массы населения не смогли компенсировать снижения доли государственных затрат на социальные нужды людей.

В 2007 г. в стране резко выросли цены на продукты питания, составляющие основу рациона питания малообеспеченных и значительной части среднеобеспеченных семей.

За этот же период отмечается и опережающий инфляцию рост цен на платные услуги населению

Всё   это  еще   раз  подчеркивает  определяющую  роль  заработной  платы  в

трудовых отношениях работников и работодателей.

Генеральный Совет ФНПР на заседании 14 марта 2007 г. рассмотрел вопрос  «О задачах профсоюзов по увеличению заработной платы и росту тарифной части в ней».

В принятом постановлении подчеркнуто, что основной задачей профсоюзов на всех уровнях социального партнерства является достижение достойной оплаты труда работников, через закрепление и установление в коллективных договорах и соглашениях конкретных контролируемых гарантий в области оплаты труда.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации системы оплаты труда, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Исходя из этих требований, Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности и Федеральное агентство по промышленности заключили «Федеральное межотраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии на 2006-2008 годы».

 

В соглашении определены общие принципы регулирования оплаты труда, а также показатели среднемесячной и  минимальной заработной платы. Работодатели приняли на себя обязательства довести размер средней заработной платы работников Организаций до уровня: в 2006 г. - не менее 2,5; в 2007 г. - не менее 3,0; в 2008 г. - не менее 3,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем регионе и устанавливать минимальный размер оплаты труда работников (ставку 1 разряда единой тарифной сетки) на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.

Аналогичные нормы включены в соглашения по большинству отраслей промышленности оборонного комплекса.

Кроме того, принцип установления размеров среднемесячной и минимальной заработной платы по соотношению к прожиточному минимуму в соответствующем регионе, изложен в наших предложениях, направленных в Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации, Минпромэнерго и Федеральную службу по тарифам для включения в нормативные правовые акты по ценообразованию на продукцию (работы, услуги), поставляемую по государственному оборонному заказу.

 Анализ деятельности предприятий в 2006 году и истекшем периоде 2007 г. и содержание коллективных договоров показал, что федеральное межотраслевое соглашение оказало определенное положительное влияние.

За полтора года (2006 г. – I полугодие 2007 г.) заработная плата в отраслях промышленности возросла по отношению к 2005 году более чем в 1,4 раза и на 01.08.2007 г. составляла: по промышленности обычных вооружений 11 261 руб., по промышленности боеприпасов и спецхимии – 9 021 руб.

Более половины (53%) обследованных предприятий имеют среднемесячную заработную плату более 2,5 прожиточных минимумов по региону, а 31% достигли в 2007 году показателя установленного Соглашением –3 ПМр. В том числе: ФГУП НИИ «Поиск» (5,5), ФГУП «ПО «УОМЗ» (4,3), ФГУП «Краснознаменец» (4,0), ОАО «Мотовилихинские заводы» (3,9), ГНПП «Регион» (3,7), ОАО «Знамя» (3,7), ОАО «АК «Туламашзавод»  (3,4), ЗАО «Новосибирский патронный завод» (3,4), ФГУП ФЦДТ «Союз» (3,3), в/ч  42708 (г. Серпухов) (3,3), ОАО «Завод «Квант» (3,3), ФГУП  «Воткинский   машиностроительный завод» (3,2), ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов» (3,1), ФНПЦ «Алтай» (3,1).

 Более чем на трети предприятий Московской, Новосибирской, Нижегородской, Свердловской областных, межрегиональной г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области уровень среднемесячной заработной платы превысил показатели Соглашения, установленные на 2007 г. (3 ПМр).

Все  это  стало  возможным потому, что профсоюзные организации и работо-

датели при ведении коллективных переговоров усилили внимание к вопросам организации и повышения уровня заработной платы работников.

Добиться безусловного выполнения данного показателя не всегда удается в силу финансово-экономического положения предприятий. Но сам факт того, что результаты переговоров находят отражение в коллективных договорах, является определенным успехом.

На ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» им.Ф.Э.Дзержинского» в качестве приложения к коллективному договору выпущено совместное постановление администрации и профсоюзного комитета «Об обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы» от 12.12.2006 г.

В данном постановлении определено - соблюдать долю тарифа в структуре заработной платы не ниже уровня, установленного Генеральным и межотраслевым соглашениями. Довести среднемесячную заработную плату работников предприятия до уровня: в 2007 г. – не менее 3,0, в 2008 г. – не менее 3,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения, установленного в Свердловской области.

В коллективном договоре ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» предусмотрено довести размер среднемесячной заработной платы работников до уровня: в 2006 г. – не менее 7 500 руб., в 2007 г. не менее 10 000 руб., в 2008 г. – не менее 12 000 руб.. В ОАО «Ново-Вятка» колдоговор дополнен «Программой поэтапного повышения минимального размера оплаты труда работников ОАО «Ново-Вятка» на 2007 год».

Вместе с тем, почти половина предприятий и организаций (47%) не смогли достигнуть рубежа среднемесячной заработной платы, установленного Соглашением на 2006 г. - 2,5 прожиточных минимума в соответствующем регионе, в том числе на предприятиях промышленности боеприпасов и спецхимии их почти две трети, а в промышленности обычных вооружений четверть.

А на ряде предприятий её уровень не превышает 1,5 прожиточных минимумов, в том числе: ФГУП «Саранский механический завод» (1,1), ОАО «Полимер» (1,1), ФГУП «Ковровский приборостроительный завод» (1,3), ФГУП «Завод синтетического волокна «Эластик» (1,3), ОАО «Артинский завод» (1,4), ФГУП «Бийское ПО «Сибприбормаш» (1,4).

В своей деятельности работодателям и профсоюзным организациям необходимо учитывать, что высокий уровень заработной платы - это не только материальное благосостояние работников, но и привлечение  на производство и в науку молодых кадров, их стремление к повышению эффективности производства и качества продукции.

Трудовой Кодекс РФ определил, что заработная плата – это, прежде всего, оплата за труд работника определенной квалификации, выполняющего работу определенной сложности, количества и качества и имеет фиксированную составляющую: тарифную ставку, оклад, должностной оклад, базовый оклад и т.д., то есть вполне определенную основную заработную плату.

Во всей этой сложной системе именно тарифная система выступает основой гарантий по заработной плате.

Важным инструментом регулирования тарифных ставок и окладов являются межотраслевое соглашение и коллективные договоры.

Разработка системы тарифных ставок и окладов базируется на минимальной тарифной ставке, размер которой должен ориентироваться на отраслевой уровень минимальной оплаты труда, установленный межотраслевым соглашением.

На  период 2006-2008 годы Соглашением  определена  ставка 1 разряда единой

тарифной сетки в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.

 Кроме того, стороны договорились определять конкретные размеры тарифных ставок (окладов), исходя из соотношений в размерах оплаты труда различных профессионально-квалификационных групп работников, с учетом «Рекомендаций по разработке тарифной системы заработной платы в организациях (на предприятиях) внебюджетного сектора экономики», которые являются приложением к Соглашению.

В период действия соглашения произошли определенные подвижки в увеличении размеров минимальной оплаты труда на предприятиях (ставка 1 разряда).

Ставка 1 разряда свыше 0,5 прожиточных минимумов установлена более чем на 60 % предприятий, а на ОАО «ВНИИТрансмаш», ФГУП «Завод им. М.И.Калинина», ФГУП «ГосНИИМаш», ФКП «Каменский химический комбинат», ФКП  «Самарский завод «Коммунар», ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон», ФГУП «НПО «ГИПО», ОАО «ЦКБ аппаратостроения» и ряде других она соответствует отраслевой норме, установленной Соглашением.

В тоже время, на ФГУП «ВНИИ «Сигнал», «Завод «Сельмаш», ОАО «Курганприбор-А», ОАО ЛОМО, ФГУП «НИТИ им. П.И. Снегирева», ФГУП Гос.НИИ «Кристалл», ФКП «Новосибирский опытный завод измерительных приборов», ФГУП «Соликамский завод «Урал», ФГУП «Самарский электромеханический завод», ГУП «Машзавод «Штамп» и других - ставка 1 разряда составляет всего 0,3 прожиточных минимума.

Тарифную составляющую необходимо рассматривать с учетом ее удельного веса в среднемесячной заработной плате.

В мировой практике она составляет 60-70% заработной платы работника.

Учитывая сложившиеся экономические условия, в Соглашении предусмотрен уровень тарифа в заработной плате не менее 50%, а на регламентируемых процессах, в том числе, связанных с производством взрывчатых веществ – 70%.

Однако в целом по отраслям промышленности более трети предприятий не достигли установленного норматива, в том числе: ОАО «Мотовилихинские заводы» (15%), ОАО «НИТИ «Прогресс» (17%), ФГУП «НИ инженерный институт» (27%), ОАО «Сибсельмаш – Спецтехника» (27%), ФГУП «Владимирское ПО «Точмаш» (28%), ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» (32%), ФГУП «Саратовский з-д приборных устройств» (32%), ФГУП «ПО «Баррикады» (39%), ФГУП «Кемеровский механический завод» (40%), Алексинский опытный механический завод (40%).

Практика показывает, что далеко не во все коллективные договоры включаются гарантированные тарифные ставки и оклады, предусматриваются минимальная заработная плата (ставка 1 разряда единой тарифной сетки) и размер тарифной части, соответствующие межотраслевому соглашению.

В этих условиях первичным профсоюзным организациям и работодателям при ведении коллективных переговоров необходимо акцентировать внимание на выработке мер по выполнению отраслевых нормативов элементов заработной платы и включении их в коллективные договоры.

Центральный комитет и территориальные комитеты профсоюза обязаны всемерно содействовать решению этих задач, как приоритетных при организации всей системы оплаты труда.

Несколько слов об оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Статья 147 Трудового кодекса РФ устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда, о которой говорится во  2 части  этой статьи, данной категории работников, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время это порядок еще не определен и поэтому работодатель с учетом мнения профсоюзного органа вправе их определить.

На предприятиях наших отраслей промышленности число работников, заня-

тых во вредных и опасных условиях труда, продолжает увеличиваться, и в 2006 г. достигло 22% от общего количества работающих.

Имеются предприятия, где этот показатель составляет свыше 50% (ФГУП «Ижевский механический завод», ОАО «Тульский патронный завод»).

Учитывая такое положение, в Федеральном межотраслевом соглашении (пункт 5.13. в редакции от 2 апреля 2007 года) работодатели взяли на себя обязательства устанавливать оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере (до 36 %) по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Тем самым усилена материальная ответственность работодателей за работу во вредных или опасных условиях труда, а также роль регулярной и качественной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальных замеров уровней факторов производственной среды на рабочих местах.

Пока лишь некоторые первичные профсоюзные организации обратили внимание на это важное положение.

Представляется целесообразным все вопросы, связанные с повышением оплаты труда работникам, занятым в неблагоприятных условиях, фиксировать в Положении об оплате труда или в коллективном договоре.

Одной из составляющих  системы организации заработной платы являются доплаты и надбавки стимулирующего характера, системы премирования.

На подавляющем большинстве предприятий разработаны различные положения материального поощрения работников, большинство из них являются приложениями к коллективным договорам.

В настоящем докладе не ставится задача провести анализ качественной стороны этих локальных нормативных актов, а предлагается определить их значимость в общей заработной плате.

По нашему мнению система материального поощрения должна только дополнять основную тарифную систему и стимулировать, в первую очередь, высокопроизводительный и высококачественный труд различных категорий работников.

Профсоюзным организациям необходимо помнить, что правильная и грамотная организация систем оплаты труда работников является одой из важнейших составляющих экономического состояния предприятий, благоприятного социально-психологического климата в коллективах

В  ходе коллективных переговоров работодатели не всегда соглашаются зна-

чительно поднимать уровень оплаты труда, ссылаясь на то, что темпы роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда

В принципе мы их понимаем.

Но при этом надо учитывать необоснованно низкий базовый уровень заработной платы и ее резкую дифференциацию.

На промышленных предприятиях наших отраслей промышленности в течение 5 лет доля заработной платы с учетом отчислений в страховые фонды в стоимости товарной продукции практически не меняется и колеблется в пределах 30%.

В научных и конструкторских организациях, где основным товаром является интеллектуальный труд, этот показатель в полтора раза выше.

В то же время в развитых странах доля заработной платы в ВВП составляет 57-65%.

Это говорит о том, что наш работник за заработную плату, равную одной денежной единице, вырабатывает продукции в 2 раза больше, чем его коллега за рубежом, а заработную плату получает в 10 раз меньше.

Так, что резервы есть - надо более эффективно их использовать.

В качестве примера можно привести положение на предприятиях Московской и Свердловской областных организаций профсоюза.

В  текущем  году  в  Московской  областной  организации  72%  предприятий

имеют долю заработной платы в стоимости продукции более 30%, в результате – на 33% предприятий среднемесячная  заработная плата достигла отраслевого норматива – 3 ПМр. В Свердловской областной организации эти показатели составляют 67% и 40% соответственно.

Еще  более  высокие  показатели  в Межрегиональной  г. Санкт-Петербурга и

Ленинградской области организации  – 81% и 64%, но здесь надо учитывать, что в числе обследованных предприятий более половины составляют научно-исследовательские и конструкторские организации.

В тоже время,  на 40% предприятий доля заработной платы до сих пор занимает менее 30%, а на 11% предприятий - менее 20% в стоимости товарной продукции. С такими подходами к формированию структуры затрат довольно трудно рассчитывать на достойную заработную плату.

Поэтому, учитывая сложившуюся финансово-экономическую ситуацию в отраслях промышленности, вопрос об увеличении доли заработной платы в стоимости товарной продукции, в том числе за счет существенного снижения непроизводительных затрат, должен служить одним из серьезных аргументов для повышения уровня оплаты труда работников в ходе коллективных переговоров с работодателями.

Одним из инструментов обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы является ее индексация.

В большинстве отраслей промышленности правила и механизм индексации отражаются в отраслевых соглашениях.

В нашем Соглашении работодатели обязались, проводить индексацию тарифных ставок и окладов не менее чем 1 раз в 6 месяцев.

Определен механизм, который устанавливает, что основой индексации является официально утвержденный в регионе индекс роста потребительских цен за полугодие. Индексация тарифных ставок (окладов) в Организации должна производиться одновременно для всех категорий работников.

 Однако на многих предприятиях повышение тарифных ставок и окладов происходило только после выхода федерального закона об очередном повышении минимального размера оплаты труда и не предусматривается коллективными договорами.

Одним из сравнительных критериев справедливой оценки труда различных категорий работников  является соотношение заработной платы 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых работников (так называемый децильный коэффициент).

В развитых странах этот показатель равен 1:6, который считается нормальным и является признаком устойчивости общества, По мнению экспертов, сегодня в России это соотношение колеблется в пределах от 1:20 до 1:50, что свидетельствует о гигантском расслоении населения.

В Соглашении мы с работодателями определились поддерживать децильный коэффициент 1:6.

Из анализа полученных материалов можно сделать вывод, что на 60% предприятий это соотношение соблюдается, что является одним из положительных показателей социальной политики, проводимой работодателями и профсоюзными организациями.

Вместе с тем, на ОАО «Завод им. В.А.Дегтярёва», ОАО «Уралкриогенмаш», ФГУП БСКБ «Восток», ОАО «ХК «Барнаултрансмаш»,  ФГУП КНИИМ,   Завод «Точмаш» им. М.И.Калинина этот показатель значительно превосходит отраслевую норму.

Вызывает определенную обеспокоенность тот факт, что в материалах 25% предприятий этот показатель отсутствует, а значит, попросту не отслеживается.

Задержки по выплатам заработной платы.

До  2007  г.  у нас  несколько  ушел  на  второй  план  вопрос  о задержках по

выплате заработной платы. Однако прошедший период текущего года еще раз подчеркнул, что ослаблять эту работу нельзя.

За 7 месяцев т.г. в целом по промышленности обычных вооружений просроченная задолженность по заработной плате составила 168,8 млн. руб., более половины, которой приходилась на ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» - 100,2 млн. руб. (9,6 мес.).

Работники предприятия, уставшие от обещаний работодателя, бесплодных результатов совещаний в краевой и городской администрации, 17 октября решились на крайнюю меру выражения протеста – голодовку. Через 10 дней 50 рабочим, объявившим голодовку, выплачена заработная плата за три месяца - июль, август и сентябрь. Остальные заводчане получили за эти месяцы по 37%.  Вместе с тем причина конфликта – невыплата заработной платы в полном объеме за отработанное время - все еще остается.

Как это не покажется парадоксальным, в текущем году наиболее сложная ситуация с выплатой заработной платы сложилась на ряде федеральных казенных предприятий. Затянувшаяся работа над нормативным правовым актом о правилах выделения субсидий; бесконечное согласование форм отчетности; «мертвая» позиция Минфина по вопросу определения отчетного периода - привели к тому, что на ФКП «Амурский патронный завод» задолженность по заработной плате работникам  составила 51,4 млн. руб. (7 мес.), ФКП «Алексинский химкомбинат» - 15,1 млн. руб. (2,2 мес.), ФКП «Новосибирский опытный завод измерительных приборов» - 12,3 млн. (4,4 мес.).

Несмотря на наше постоянное «давление» на соответствующие федеральные органы исполнительной власти положение к лучшему изменяется чрезвычайно медленно.

В  июле  т.г. мы  заключили  с  Федеральной  службой  по  труду  и занятости

соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере обеспечения трудовых прав работников.

Предметом данного Соглашения является взаимодействие Роструда и Оборонпрофа в совместной защите трудовых прав работников, выявлении, устранении и предупреждении их нарушений; контроле за выполнением межотраслевого соглашения.

В числе первых мероприятий, осуществленных в рамках этого соглашения, является проведение проверок предприятий, на которых имеются задержки по выплате заработной платы.

Материалы данных проверок сейчас обобщаются и на основании их анализа будут определены наши дальнейшие действия.

Территориальным и первичным профсоюзным организациям совместно с территориальными органами Роструда необходимо эффективно использовать возможности, предоставленные этим соглашением, для защиты трудовых прав работников, контроля за выполнением межотраслевого соглашения.

За последнее время профсоюз отработал систему, при которой материалы к Пленуму основываются на анализе результатов, полученных в ходе массовых проверок организаций.

В ходе подготовки к данному Пленуму были проанализированы материалы 160 предприятий и организаций, расположенных в 26 регионах России и на которых трудятся более 88% работников отраслей промышленности.

В массовой проверке и подготовке материалов приняли участие профсоюзные комитеты первичных профсоюзных организаций, территориальные комитеты профсоюза, члены комиссии ЦК профсоюза по защите социально-трудовых прав трудящихся.

Подавляющее большинство материалов, подготовленных соответствующими службами работодателей и первичными профсоюзными организациями, достаточно полно отражают деятельность предприятий по организации оплаты труда работников.

Вместе с тем не удалось получить материалы из Ивановской и Пензенской областных организаций. Из числа первичных профсоюзных организаций непосредственного подчинения соответствующие материалы представили только Вологодский оптико-механический, Ульяновский патронный, Тамбовский пороховой, Саранский механический, Орские машиностроительный и механический заводы, завод синтетических волокон «Эластик».

Отдельные территориальные комитеты ограничились просто сбором информации, не анализировали и не обобщали полученные сведения.

Важно, чтобы эти материалы и документы, которые будут приняты на настоящем Пленуме, не прошли как разовая кампания, а составили информационную основу дальнейшей совместной работы работодателей и профсоюзных организаций по совершенствованию организации системы оплаты труда, повышению уровня заработной платы работников.

Необходимо рассмотреть их на заседаниях своих коллегиальных органов, наметить конкретные цели и пути их реализации.

Требуется в рамках обучения профактива организовать систему освоения основ организации заработной платы, освоения понятий сущности заработной платы, ее составляющих: базовой (тарифной) части, сущности выплат различного характера.

Мы обязаны владеть ситуацией по заработной плате в полном объеме и в подробностях,  сделать   переговоры   с  работодателями  эффективными  в  целях

обеспечения интересов работников.

Заканчивается текущий год. Приближаются сроки коллективных переговоров по заключению новых коллективных договоров, в которых необходимо закрепить все параметры поставленных на этот период задач.

Хочу пожелать в Новом году всем крепкого здоровья, бодрости, настойчивости и удачи в нашем общем деле по повышению благосостояния членов профсоюза!

*  *  *

ВСЕРОССИЙСКИЙ  ПРОФСОЮЗ  РАБОТНИКОВ  ОБОРОННОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

IV пленума ЦК профсоюза

г. Московский Московской области                                                                        7 декабря 2007 г.

О работе работодателей и первичных профсоюзных организаций

по повышению уровня заработной платы

В течение последних двух лет продолжалось развитие отечественной экономики. Только за 9 месяцев 2007 года объем валового внутреннего продукта составил 107,9%, индекс промышленного производства - 106,6% к соответствующему периоду прошлого года, среднемесячная заработная плата одного работника возросла до 13 801 рублей, что составляет 125,7% к 2006 году. Рост промышленного производства ОПК составил 114,5% к соответствующему периоду 2006 года. В промышленности обычных вооружений за этот же период темпы роста объемов производства составили 123,0%, заработной платы 128,0%, в промышленности боеприпасов и спецхимии - 120,7% и 125,8% соответственно.

Однако, рост заработной платы и денежных доходов основной массы населения не смогли компенсировать снижения доли государственных затрат на социальные нужды людей. В 2007 году в стране резко выросли цены на продукты питания, отмечается и значительный, опережающий инфляцию рост цен на платные услуги населению

В последнее пятилетие произошло снижение значения государственной регламентации и усиление роли договорных процессов в установлении размеров и систем оплаты труда.

Генеральный Совет ФНПР на заседании 14 марта 2007 года рассмотрел вопрос  «О задачах профсоюзов по увеличению заработной платы и росту тарифной части в ней».

В принятом постановлении подчеркнуто, что основной задачей профсоюзов на всех уровнях социального партнерства является достижение достойной оплаты труда работников, через закрепление и установление в коллективных договорах и соглашениях конкретных контролируемых гарантий в области оплаты труда.

В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности и Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности заключили «Федеральное межотраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии на 2006-2008 годы».

 

В соглашении определены общие принципы регулирования оплаты труда, а также отраслевые нормативы по заработной плате.

Анализ деятельности предприятий в 2006 году и истекшем периоде 2007 года и содержание коллективных договоров показал, что федеральное межотраслевое соглашение оказало определенное положительное влияние.

За полтора года (2006 г. – I полугодие 2007 года) заработная плата в отраслях промышленности возросла по отношению к 2005 году более чем в 1,4 раза и на 01.10.2007 года составила: по промышленности обычных вооружений 11 495,0  руб., по промышленности боеприпасов и спецхимии – 9 535,0  руб. Более половины (53%) обследованных предприятий имеют среднемесячную заработную плату более 2,5 прожиточных минимумов по региону, а 31% предприятий достигли в 2007 году показателя установленного Соглашением – 3 ПМр.

Все это стало возможным потому, что профсоюзные организации и работодатели при ведении коллективных переговоров усилили внимание к вопросам организации и повышения уровня заработной платы работников.

Вместе с тем, почти половина предприятий и организаций (47%) не смогли достигнуть отраслевого норматива среднемесячной заработной платы, установленного Соглашением на 2006 год - 2,5 прожиточных минимума в соответствующем регионе. На ряде предприятий её уровень не превышает двух прожиточных минимумов

Во всей системе организации оплаты труда основой гарантий по заработной плате выступает тарифная система.

Разработка системы тарифных ставок и окладов базируется на минимальной тарифной ставке, размер которой ориентируется на уровень минимальной оплаты труда, установленный межотраслевым соглашением.

На период 2006-2008 годы Соглашением определена ставка 1 разряда единой тарифной сетки в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.

В период действия соглашения тарифная ставка 1 разряда свыше 0,5 прожиточных минимумов установлена более чем на 60 % предприятий.

В тоже время, на ряде предприятий она составляет всего 0,3 прожиточных минимума.

Более трети предприятий не достигли установленного норматива по уровню тарифа в заработной плате. Не во все коллективные договоры включаются гарантированные тарифные ставки и оклады, предусматриваются минимальная заработная плата и размер тарифной части, соответствующие Соглашению.

На предприятиях наших отраслей промышленности удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда в 2006 году составил 22%, и продолжает расти.

Учитывая такое положение, в Соглашении установлена оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере (до 36 процентов) по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В течение 5 лет в отраслях промышленности доля заработной платы с учетом отчислений в страховые фонды в объеме товарной продукции практически не меняется и колеблется в пределах 30%.

В научных и конструкторских организациях, где основным товаром является интеллектуальный труд, этот показатель в полтора раза выше.

В тоже время в развитых странах доля заработной платы в ВВП составляет 57-65%.

В объеме товарной продукции 40% предприятий отраслей промышленности доля заработной платы до сих пор занимает менее 30%, а на 11% предприятий - менее 20%.

На многих предприятиях повышение тарифных ставок и окладов происходило только после выхода федерального закона об очередном повышении минимального размера оплаты труда и не предусматривается коллективными договорами.

Установленный  соглашением децильный коэффициент в размере 1:6 соблюдается на 60% предприятий, что является одним из положительных показателей социальной политики, проводимой работодателями и профсоюзными организациями.

Вместе с тем, в материалах 20% предприятий этот показатель отсутствует.

В текущем году непростая ситуация с выплатой заработной платы сложилась на ряде федеральных казенных предприятий.

В массовой проверке и подготовке материалов приняли участие профсоюзные комитеты первичных профсоюзных организаций, территориальные комитеты профсоюза, члены комиссии ЦК профсоюза по защите социально-трудовых прав трудящихся.

Подавляющее большинство материалов, подготовленных соответствующими службами работодателей и первичными профсоюзными организациями, достаточно полно отражают деятельность предприятий по организации оплаты труда работников.

Центральный  комитет  профсоюза  постановляет:

1. Считать важнейшей задачей организаций профсоюза повышение уровня заработной платы работников, на основе достижения норм Федерального межотраслевого соглашения по размерам среднемесячной и минимальной заработной платы, индексации и дифференциации ее размеров, увеличению доли тарифной составляющей оплаты труда.

2. Первичным профсоюзным организациям:

2.1. Совместно с соответствующими службами предприятий (организаций) провести анализ локальных нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию оплаты труда работников.

Обеспечить их соответствие нормам Федерального межотраслевого соглашения и Рекомендациям по разработке тарифной системы заработной платы в организациях (на предприятиях) внебюджетного сектора экономики.

2.2. Провести в январе-марте 2008 года массовые проверки выполнения коллективных договоров и результаты проверки довести до работников.

2.3. На основе анализа уровня и структуры заработной платы рассмотреть на заседаниях профсоюзных комитетов конкретные предложения по повышению заработной платы и внести их на рассмотрение в комиссию по коллективным переговорам, подготовки проекта и заключения коллективного договора.

2.4. Добиться включения в коллективные договоры показателей среднемесячной и минимальной заработной платы, индексации и дифференциации ее размеров, доли тарифной составляющей оплаты труда в соответствии с нормами Соглашения или обязательств работодателя по разработке специальных программ, предусматривающих их достижение.

3. Территориальным комитетам профсоюза:

3.1. Организовать систему анализа уровня заработной платы и ее структурных составляющих на предприятиях, в организациях территориальной организации профсоюза.

3.2. Регулярно рассматривать на заседании коллегиальных органов работу первичных профсоюзных организаций и работодателей по повышению уровня заработной платы

3.3. Совместно с объединениями работодателей организовать в 2008 году  расширенный мониторинг систем оплаты труда, уровней тарифов и других видов выплат по структуре заработной платы на предприятиях отраслей промышленности, разработать меры, направленные на безусловное и полное выполнение норм Соглашения в области организации и оплаты труда работников.

3.4. Планировать для  обучения профсоюзного актива специальные программы освоения основ организации заработной платы, понятий сущности заработной платы, ее составляющих: базовой (тарифной) части,  выплат различного характера. При необходимости привлекать соответствующих специалистов из профсоюзных органов и научных организаций.

4. Президиуму Центрального комитета профсоюза:

4.1. Предусматривать в планах работы ЦК профсоюза регулярные отчеты территориальных комитетов профсоюза, в том числе на заседаниях комиссии по защите социально-трудовых прав трудящихся о работе по повышению заработной платы на предприятиях и в организациях, объединяемых соответствующей территориальной организацией профсоюза.

Срок: постоянно

Отв. отдел по защите социально-трудовых прав трудящихся,

        отдел организационной работы

4.2. Поручить отделу по защите социально-трудовых прав трудящихся аппарата  ЦК профсоюза провести анализ работы профсоюзных организаций и работодателей в условиях деятельности федеральных казенных предприятий. Результаты анализа рассмотреть на заседании комиссии и доложить президиуму ЦК профсоюза.

Срок: I полугодие 2008 г.

Отв. отдел по защите социально-трудовых прав трудящихся,

        Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская,

  

        Свердловская, Тульская областные, Алтайская, Пермская краевая

        организации профсоюза; первичные профсоюзные организации

       федеральных казенных предприятий.

4.3. Довести до руководства управлений промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии, межотраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений результаты анализа по материалам массовой проверки предприятий по повышению уровня оплаты труда работников.

5. Поручить Президиуму ЦК профсоюза обобщить предложения, прозвучавшие в ходе выступлений участников IV пленума, при необходимости разработать  мероприятия по их реализации.

*  *  *

 
 ©1991—2024 Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности. Все права защищены.
Дополнительная информация — vprop@mail.ru