119119, Москва, Ленинский пр-т 42, а/я 259 Тел./Факс: 938-83-13
Всероссийский профсоюз
работников оборонной промышленности
ОБОРОНПРОФ В единстве — наша сила!
Главная
Визитная карточка профсоюза
О профсоюзе
Структура профсоюза
Лидеры профсоюза
Организации профсоюза
Наши издания
Календарь мероприятий
Социальное партнерство
Наши партнеры
Межотраслевое соглашение
Молодежная политика
Молодежная комиссия
Новости
Форум
Ассоциация Российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности
Международное сотрудничество
Устав
и нормативные документы
Рекомендуем посетить
Вопрос-ответ
Контактная информация
Архив новостей
← Вернуться назад
14.04.2008
10 апреля 2008 г. в п.Дубровский Московской области состоялся V пленум ЦК профсоюза

10 апреля 2008 г. в п.Дубровский Московской области состоялся V пленум ЦК профсоюза, рассмотревший вопросы:

1.О подтверждении полномочий членов ЦК профсоюза.

2.О работе хозяйственных руководителей и организаций профсоюза в области охраны труда в современных условиях.

3 Об утверждении годового отчета об исполнении сметы доходов и расходов бюджета ЦК профсоюза за 2007г. и годового бухгалтерского баланса за 2007 г.

4.Информация об итогах ревизии финансово-хозяйственной деятельности ЦК профсоюза за 2007 г.

5.О внесении изменений в Типовое положение о премировании и стимулирующих выплатах выборным освобожденным и штатным работникам профсоюзных органов.

В работе пленума приняли участие Д.М.Кришталь - зам. председателя ФНПР и С.В. Черняев - нач. отдела Роструда.

 

ДОКЛАД V ПЛЕНУМУ ЦК ПРОФСОЮЗА

 

«О работе хозяйственных руководителей и организаций профсоюза в области охраны труда в современных условиях»

 

На сегодняшнем Пленуме ЦК профсоюза мы рассматриваем одну из наиболее актуальных для профсоюза проблем - состояние и обеспечение безопасных условий, охраны труда и здоровья работников. Она является важнейшим направлением работы первичных, территориальных организаций и Центрального комитета профсоюза.

В апреле 2002 г. Центральный комитет профсоюза провел III пленум по охране труда, на котором проанализировал сложившуюся обстановку, наметил пути решения задач.На многих предприятиях и в организациях, эта работа стала заметно улучшаться, решаться комплексно.

Очередная реорганизация федеральных органов исполнительной власти России в 2004 г., исключение блока задач по охране труда из их функциональных обязанностей, привели к разрушению отраслевых систем управления.

Во вновь созданной Федеральной структуре - Агентстве по промышленности отсутствуют полномочия и ответственность за техническую безопасность производств. Таким образом, вся ответственность за охрану труда возложена на работодателя.

В итоге на ряде предприятиях произошли значительное сокращение специалистов, потеря квалифицированных кадров, уменьшение финансирования мероприятий по улучшению условий труда «Соглашений по охране труда». Ухудшилось обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, их санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание.

Это потребовало от профсоюза поиска новых форм и путей решения задач по повышению контроля и уровня требований к работодателям в вопросах обеспечения безопасных условий, охраны труда работников.

Особое внимание отводилось активизации работы профсоюзных организаций по формированию инспекции труда на крупных и средних предприятиях, в территориальных комитетах, в т.ч. и на штатной основе, введению института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов на каждом производственном участке.

На 1 января 2008 г. на предприятиях избрано свыше 6 тыс. уполномоченных по охране труда. Практически решен вопрос по введению уполномоченных на каждом производственном участке на предприятиях, объединяемых 15 территориальными комитетами.

На предприятиях Удмуртской республиканской, Алтайской и Пермской краевых, Владимирской, Кировской, Свердловской областных, Московской городской и ряда других организаций профсоюза организован обмен передовым опытом работы в области охраны труда, проводятся смотры-конкурсы «Лучшая организация работы в области охраны труда в отрасли», «Лучший уполномоченный по охране труда отрасли» с моральным и материальным поощрением победителей.

На предприятиях, как правило, действует система обучения уполномоченных с использованием средств из бюджета социального страхования

Практически на всех предприятиях, входящих в вышеуказанные территориальные организации, в соответствии с «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза» ФНПР разработаны Положения об уполномоченных, методические рекомендации по организации их работ. Их работа отражаются через многотиражные газеты и по заводскому радиовещанию.

Уполномоченные, как правило, принимают активное участие в работе 3-х ступенчатого административно-общественного контроля.

Для повышения их статуса и эффективности работы, по ходатайству территориальных, первичных организаций профсоюза 92 уполномоченным (доверенным лицам) по охране труда предоставлено право технического, главного технического инспектора труда профсоюза.

Вошло в практику предоставление и штатным работникам первичных профсоюзных организаций прав технического инспектора труда. Так, на 1 января текущего года эти права имеют 20 работников.

На большинстве предприятий, численностью 800 и более человек, объединяемых территориальными комитетами профсоюза, реализована задача по формированию технической инспекции труда.

В целом за 5 лет нам удалось увеличить численность этой категории работников почти в 2 раза при существенном сокращении общей численности работающих.

Должности технических инспекторов предусмотрены в штатах 8 территориальных комитетов профсоюза.

Рост численности, повышение квалификации технических инспекторов и уполномоченных позволили существенно активизировать их работу. Заметно возросла требовательность к хозяйственным руководителям по обеспечению безопасных условий, охраны труда на рабочих местах, бытовому обслуживанию на производстве и обеспечению качественной спецодеждой, спецобувью и др. средств индивидуальной защиты.

Количество проверок, проводимых технической инспекцией труда и уполномоченными, увеличилось в 2 раза. Всего за 5 лет проведено 16244 проверки и выявлено 49694 нарушения. По их результатам администрации предприятий выдано 7308 представлений (предписаний, предложений) по устранению нарушений.

В связи с выявлением случаев непосредственной угрозы жизни и здоровья работников на производстве, руководителям структурных подразделений предъявлено 2593 требования о приостановке работ производственных участков, оборудования и транспортных средств.

Устранение выявленных нарушений позволило предотвратить возможность возникновения многих несчастных случаев на производстве.

Из числа личных обращений, заявлений и жалоб членов профсоюза, по вопросам связанным с нарушением их прав в области охраны труда, разрешено в пользу заявителей 90%.

Техническая инспекция труда профсоюза тесно взаимодействует с органами государственного надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда. В 2007 г. совместно проведена 841 проверка, выявлено 3505 нарушений.

Так, по результатам проверки соблюдения законодательства об охране труда в ООО "Завод строительно-дорожных машин" ОАО «Мотовилихинские заводы», техническим инспектором труда, совместно с Государственной инспекцией труда, работодателю выдано 12 представлений об устранении 179-ти выявленных нарушений, отстранено от работы - 33 человека, в связи с непосредственной угрозой жизни работников, приостановлена работа 12 единиц оборудования и наложена административная ответственность на 12 лиц административно-технического персонала.

Вместе с тем, работа по утверждению технических инспекторов в средних и крупных предприятиях в 10 территориальных комитетах профсоюза не закончена.

До сих пор, отсутствуют штатные технические инспекторы труда профсоюза в Пермском краевом, Владимирском, Московском, Свердловском областных комитетах профсоюза, что не позволяет должным образом организовывать и координировать работу профактива на предприятиях.

Из 14 достаточно крупных первичных профсоюзных организаций непосредственного профобслуживания, только в 4-х (ОАО «Ростовский оптико-механический завод», ОАО "Ульяновский патронный завод", ФКП "Тамбовский пороховой завод", ФГУП «ПО им. В.И. Чапаева») утверждены технические инспекторы труда.

Задача первичных и территориальных комитетов профсоюза в этом году - повсеместно завершить работу по утверждению уполномоченных на каждом участке и технических инспекторов на предприятиях численностью не менее 800-1000 человек и в территориальных комитетах профсоюза.

Важнейшим показателем работы в области охраны труда, является положение дел с производственным травматизмом и особенно с наиболее трагической его частью - смертельными случаями.

С увеличением темпов роста объемов производства на предприятиях наших отраслей, вопросы создания безопасных для здоровья работающих условий и ох-

раны труда приобретают повышенное значение.

Результаты проводимого профсоюзом анализа свидетельствуют - комплекс мер, принятых нами в последние годы, позволил сохранить наметившуюся тенденцию снижения производственного травматизма. За пять лет количество несчастных случаев со смертельным исходом сократился в 3 раза, а относительный показатель уровня травматизма в расчете на 1000 работающих (Кч.) составил 2,4, что на 30% ниже аналогичных показателей по промышленности России.

В 2007 г. на производстве произошло 985 несчастных случаев, в том числе 13 со смертельным исходом и 63 с тяжелым исходом.

Несмотря на снижение показателей травматизма, только за период с 2002 г. по 2007 г. на производстве погибло 168 человек, в том числе 21 женщина. Наибольшее количество этих случаев произошли на предприятиях, объединяемых Тульским областным (15% ), Пермским краевым (10%), Новосибирским (5%), Свердловским (10%) областными комитетами профсоюза.

Наиболее высокий уровень травматизма в течение ряда лет наблюдается и составил в прошлом году на ОАО "Курганмашзавод" - 10,9; ФГУП «ПО Баррикады» - 8,2; ОАО "Знамя" - 13,1; ОАО "Завод Сельмаш" - 9,2; а также на ФГУП "Машзавод им. Дзержинского", ФГУП ДВПО "Восход", ОАО "Текстильмаш" и на ОАО "Орский машиностроительный завод".

Анализ производственного травматизма со смертельным исходом за 5 лет свидетельствует, что практически каждый четвертый случай связан с воздействием движущихся механизмов и предметов, каждый пятый, произошел в результате падения человека с высоты и падения предметов на пострадавших.

Вызывает тревогу увеличение количества несчастных случаев в спецпроизводствах. Так, в 2007 году их доля достигла 25%.

В общей структуре причин - 80 процентов продолжают занимать причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, отсутствие должного контроля со стороны непосредственного руководителя, нарушения требований безопасности, нарушения трудовой дисциплины и т.д.).

Это наглядно подтверждается групповыми несчастными случаями происшедшими 5 марта 2007 г. на ФГУП ФНПЦ "Алтай"и 20 февраля т.г. на ФГУП ФНПЦ «Научно-исследовательский институт прикладной химии» (г.Сергиев-Посад Московской обл.), где нарушения правил и норм охраны труда допущено самими руководителями работ.

Все это, указывает на снижение требовательности со стороны ряда работодателей за состоянием охраны труда на предприятиях и формализм в проведении мероприятий.

Организация эффективной работы по профилактике производственного травматизма и обеспечению безопасных условий, охраны труда, во многом зависит от деятельности служб охраны труда.

Как показали проверки, на многих предприятиях работодатели, профсоюзные комитеты еще не достаточно озабочены проблемами этих служб.

Отношение работодателя можно проиллюстрировать примерами по ОАО "Курганмашзавод" и ОАО "Нижегородский машзавод", где статус, численность службы охраны труда не соответствуют требованиям действующих нормативов. Службы не укомплектованы необходимой оргтехникой, что сказывается на возможностях оперативного оформления необходимых документов и своевременного реагирования на изменения в государственных нормативно-правовых актах по охране труда.

Позиция ЦК профсоюза в этом вопросе однозначна. Для эффективной организации работ по охране труда статус службы охраны труда должен быть не ниже технических служб, размер оплаты труда работников - не ниже средней зарплаты по предприятию.

При анализе состояния производственного травматизма ясно видно, что одна из главных причин недостатков - формальное отношение к проведению 3-х ступенчатого административно-общественного контроля, особенно его 1-ой ступени. Даже на те немногие замечания, которые вносятся в журнал, нет должной реакции руководства.

Проверки показали, что Положения о системе управления охраной труда на 30% предприятий не пересматривались в течение последних 5 лет. Все это снижает эффективность Системы управления охраной труда.

Известно, что состояние здоровья работников находится в прямой зависимости от состояния условий, охраны труда непосредственно на рабочих местах.

В последние годы в России наблюдается рост числа работающих в условиях, не отвечаю­щих санитарно-гигиеническим требованиям. С 1997 г. по 2007 г. удельный вес работников, занятых в таких условиях, возрос с 17,1 до 23,2%. Аналогичные показатели и на большинстве предприятий, объединяемых профсоюзом.

По данным статистической отчетности предприятий по Форме 1-Т (условия труда) на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занято более 70 тыс. человек, в том числе 37,8 тыс. женщин. При этом наибольшую долю составляют работающие под воздействием повышенного уровня шума, загазованности и запыленности воздуха рабочей зоны. Так, на предприятиях, объединяемых Свердловским областным комитетом профсоюза, из 6572 работников, занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 4460 работников заняты в условиях повышенного уровня шума и 2667-запыленности, а на предприятиях, объединяемых Татарским республиканским комитетом. из 2488 работников, занятых в этих условиях, 1374 работают в условиях повышенного уровня шума.

Имеются предприятия, где доля работающих в неблагоприятных условиях труда свыше 40% (ОАО "Тульский патронный завод", ОАО «Ново-Вятка», ООО "Майдаковский завод", ОАО "Орский машзавод" и др.).

В течении 2007 г. на компенсационные выплаты, как говорят в народе, «за вредность и опасность», профессиональных рисков на наших предприятиях, было израсходовано свыше 2 миллиардов рублей или свыше 6 тыс. рублей на одного работающего.

В структуре расходов на компенсацию за работу во вредных и (или) опасных условий труда основную долю составляют оплата дополнительного отпуска (31%), оплата труда в повышенном размере (27%), спецодежда, спецобувь. В целом эти затраты выросли за три года более чем на четверть.

Например, на ФГУП ФНПЦ "Алтай", компенсационные выплаты за работу во вредных и опасных условиях труда в 2007 г. составили 24,872 млн. руб. против 14.083 млн. руб. в 2005 г., или соответственно - на одного работающего возросли до 19,7 тыс. руб.

ФНПР, ЦК профсоюза, в рамках социального диалога, неоднократно ставили перед Правительством и объединениями работодателей вопрос о необходимости создания более гибких механизмов социальной защиты работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Предлагалось создать такую концепцию компенсационных выплат, в основе которой лежал бы экономический интерес работодателя, к снижению показателей несоответствующих требованиям санитарно-гигиенических норм рабочих мест.

Инвестиции в основные производственные фонды, их обновляемость, а также перевод промышленности на инновационный путь развития находятся, к сожалению, вне сферы управления охраной труда. Вместе с тем, их обновление, создание производств на основе новой техники и технологии могут существенно улучшить условия труда работающих.

Для решения этой задачи, профсоюзы неоднократно вносили предложения о необходимости, в рамках действующего Налогового кодекса РФ, поощрять работодателей путем предоставления льготных кредитов и субсидий при осуществлении ими программ технического перевооружения или создания новых рабочих мест с благоприятными условиями труда.

Предприятия начинают сами решать проблемы технического перевооружения. Например, на ОАО "Электромашина", администрацией было выделено на эти цели свыше 140 млн. рублей. В результате проведенных мероприятий количество работающих, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам сокращено на 60 человек

Важнейшим индикатором влияния условий труда на состояние здоровья работников, занятых на работах с вредными условиями труда, может служить показатель уровня профессиональной заболеваемости.

В 2007 г. на предприятиях было зарегистрировано 105 случаев профессиональных заболеваний. За год этот показатель (на 10 000 работников) снизился до 2,6. В прошлом году больше всего профессиональных заболеваний было зарегистрировано на предприятиях ОАО "Барнаултрансмаш" - 32 случая, ФГУП "Завод Красный гигант" - 14.

Вызывает обеспокоенность, низкий уровень выявления больных профессиональными заболеваниями, на фоне ухудшения условий труда на рабочих местах и рост количества выявленных профзаболеваний, на поздних стадиях, т.е. когда работник уже становится инвалидом а нередко теряет и общую трудоспособность.

Большинство первичных и территориальных организаций профсоюза уделяют серьезное внимание вопросам укрепления здоровья работников. Так, на совещаниях профактива ОАО «Молот» зав. городской поликлиникой постоянно дает информацию о состоянии здоровья работников; профсоюзный комитет ОАО «ЛОМО» провел анкетирование состояния здоровья всех работников предприятия; на заседании Удмуртской республиканской организации профсоюза рассмотрен вопрос «О работе администрации и профсоюзных комитетов предприятий по укреплению здоровья трудящихся». Можно привести ряд других положительных примеров.

Одной из причин, которые негативно сказываются на состоянии здоровья работников и выявлении профессиональных заболеваний на поздних стадиях, является недостаточность применяемых на предприятиях профилактических мер и низкое качество медосмотров, в т.ч. из-за сокращения количества медико-санитарных частей предприятий и высокой стоимости медицинских услуг. Поэтому центральным комитетом профсоюза, последовательно проводится линия по сохранению на предприятиях санаториев-профилакториев и медико-санитарных частей.

Профсоюзы настояли на принятии дополнения к распоряжению Правительства от 17 октября 2002 г. № 1453-р, предусматривающего передачу санаториев-профилакториев в муниципальную собственность на основании решения работодателя, с учетом мнения первичной профсоюзной организации, исходя из социальной необходимости и финансовых возможностей предприятия.

Это положение, нашло отражение и в нашем Федеральном межотраслевом соглашении, где стороны договорились о том, что будут способствовать сохранению социальных объектов.

Задача первичных и территориальных организаций профсоюза - активно добиваться от работодателей качественного улучшения условий труда работников непосредственно на рабочем месте, усиление контроля за эффективным использованием средств, предусмотренных на эти цели.

Рассматривая аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда, как один из эффективных механизмов в реализации прав работника на здоровые и безопасные условия труда, профсоюз уделяет ей самое пристальное внимание. Отраслевое соглашение, коллективные договоры организаций, предусматривают обязательства работодателей по проведению аттестации и сертификации работ по охране труда.

По полученным сведениям, на 80% предприятий, осуществляется планомерная работа по аттестации рабочих мест, которая проводится 1 раз в 5 лет. На предприятиях, имеется необходимая база нормативной документации, издаются приказы, утверждаются составы аттестационных комиссий, в которые входят и представители профсоюзных комитетов. Разрабатываются планы организационно-технических мероприятий, определяются средства и источники финансирования. В необходимых случаях заключаются договоры со сторонними организациями. Работников предприятий знакомят с результатами аттестации под роспись в картах аттестации рабочих мест.

На большинстве предприятий аттестация рабочих мест проводится за счет средств Фонда социального страхования, выделяемых на предупредительные меры от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В то же время, на ряде наиболее крупных предприятий, она осуществлялась собственными силами, что позволило значительно снизить затраты на эти цели.

Вместе с тем, работа по аттестации рабочих мест на предприятиях ведется не одинаково. Например, практически полностью проведена аттестация рабочих мест на предприятиях, объединяемых Алтайской, Пермской краевыми, Кировской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской областными,

Удмуртской и Татарской республиканскими организациями профсоюза и на предприятиях непосредственного профобслуживания ЦК профсоюза ФГУП "ПО "им.В.И. Чапаева", ОАО "Ульяновский патронный завод", ФКП "Амурский патронный завод", в/ч 55252.

К сожалению в организациях, объединяемых Волгоградским, Курганским, Самарским, Ростовским областными, Московским городским комитетами профсоюза и на предприятиях непосредственного профобслуживания ЦК профсоюза ОАО "Орский машзавод", ОАО "Орский мехзавод", ФГУП "Брянский химзавод" эта работа проводится недостаточно активно, со значительными задержками.

На организацию работ по проведению аттестации и её качество, негативно сказываются продолжающиеся реструктуризации, реорганизации ряда предприятий и смена собственника, тяжелое финансовое положение.

В ходе проверок, установлено, что в отдельных организациях, работники не ознакомлены с результатами аттестации рабочих мест, а разработанные, на ее основе мероприятия по улучшению условий труда не эффективны.

В настоящее время, самой актуальной задачей профсоюзных организаций является именно осуществление эффективного контроля, не только за своевременным проведением аттестации рабочих мест, но и за принятием и ходом реализации мероприятий по улучшению условий труда на конкретных рабочих местах.

Вопросы охраны труда нашли весомое отражение в Федеральном межотраслевом соглашении.

Практика заключения таких соглашений, в оборонных отраслях промышленности показала, что они оказали достаточно эффективное воздействие на разработку разделов коллективных договоров, улучшение условий, охраны труда и социальной защищенности работников. В колдоговоры стали включаться более благоприятные нормы по охране труда и здоровья, формированию социального пакета и организации рабочих мест работников, по сравнению с теми, которые установлены Трудовым кодексом.

Полагаю, что дальнейшее регулирование вопросов охраны труда и здоровья работников в организациях, должно осуществляться, через систему коллек-тивных договоров. Это, пожалуй, именно тот документ, в котором взаимные обязательства работников и работодателей можно наполнить конкретным содержанием.

В соглашения по охране труда включаются конкретные мероприятия по улучшению и выводу людей из опасных и вредных условий труда и по их улучшению. Так, на ФГУП "ПО "Уралвогонзавод", в 2007 г. включено и выполнено 135 мероприятий на сумму 71млн. руб., что позволило улучшить условия труда 15959 работникам, в т.ч. 6338 женщинам.

Вместе с тем, на 60% предприятий, мероприятия по улучшению условий, охраны труда включенные в «Соглашения по охране труда», не соответствуют рекомендациям Минтруда и не всегда увязываются с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, не предусматривают вывод работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

В значительной части колдоговоров, разделы "Охрана труда" содержат лишь переписанные из законодательных актов нормы и положения, которые и так подлежат обязательному исполнению со стороны работодателя. Зачастую, значение мероприятий по охране труда, прописанных в колдоговорах, полностью перечеркиваются приписками такого содержания: «выполнение возможно только в случае наличия средств у предприятия».

На большинстве предприятий, занятых производством взрывчатых материалов, снаряжением и испытанием вооружения и военной техники, в действующие колдоговоры не включены выплаты сверх установленных законодательством норм возмещения ущерба семье погибшего, а также при получении инвалидности и устойчивой потере работником трудоспособности.

В 20% коллективных договорах, не отражены вопросы информации работников об условиях и охране труда, существующем риске повреждения здоровья, полагающихся компенсациях, по аттестации рабочих мест по условиям труда, включению в комиссии по аттестации представителя профсоюза.

Первичным профсоюзным организациям необходимо проанализировать разделы охраны труда колдоговоров и предусмотреть положения Федерального межотраслевого соглашения, а территориальным комитетам оказать им необходимую практическую помощь.

Необходимо, чаще рассматривать вопросы охраны труда на заседаниях комитетов профсоюза, их комиссий.

Важное место в организации безопасных условий труда занимает обеспечение работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты работающих. По данным Госкомстата России, 20% всех несчастных случаев на производстве, происходит в связи с отсутствием или неправильным применением средств индивидуальной защиты, из них 3% - со смертельным исходом.

То, что в Трудовом Кодексе РФ «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» выделено в отдельную (221) статью, уже говорит о ее значимости.

Обязательства по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, досрочной их замены закреплены практически во всех колдоговорах.

На большинстве предприятий, созданы комиссии по контролю за качеством приобретаемой спецодежды, в состав которых входят и представители профсоюзных комитетов.

В последние годы особое внимание уделяется качеству выдаваемой спецодежды и спецобуви. Уже многими предприятиями спецодежда и спецобувь закупается в основном в специализированных фирмах "Восток-сервис" и "Тракт", и сопровождается сертификатами качества.

На ряде предприятий, с целью улучшения информированности по обеспече-

нию работающих спецодеждой и спецобувью проводятся выставки моделей средств защиты этих компаний.

Все это помогает, добиваться заметного улучшения качества выдаваемой спецодежды и спецобуви. Работники обеспечиваются корпоративной спецодеждой, отличительной для каждого подразделения, организована их стирка, ремонт, химчистка. В частности, эти вопросы практически решены на ФГУП ПО«Уралвагонзавод», ФКП «Завод им. Свердлова», ОАО «Ижмех», ОАО «Тульский патронный завод» и на ряде других предприятий. На ФКП «Завод им. Свердлова», работникам, занятым на рабочих местах и участках с наиболее опасными условиями труда (в частности работа с кислотами 96% концентрации) предоставляется импортная спецодежда, которая обеспечивает 100% гарантию безопасности. На ФГУП "ПО "Уралвагонзавод", совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, решен вопрос по обеспечению работников вторым комплектом спецодежды с целью своевременной стирки.

Многие предприятия, заключили договоры по стирке, ремонту, химчистке спецодежды с городскими комбинатами бытового обслуживания.

Вместе с тем, на предприятиях, имеются случаи приобретения спецодежды и спецобуви без сертификата, с качеством не соответствующим требованиям охраны труда. Много нареканий по долговечности спецодежды, внешнему виду, особенно после стирки.

Техническими инспекторами труда выявлен ряд нарушений в обеспечении средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на предприятиях: ОАО НПО «Сибсельмаш», ОАО ХК "Барнаултрансмаш", ЗАО "Транспортная компания Мотовилихинские заводы", ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», ОАО "АОМЗ" и ОАО "Рубин" (Ростовская областная), ФГУП "Уралтрансмаш" и ФГУП "Электромеханический завод".

Только единицы работодателей установили нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиты работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда.

Особую тревогу ЦК профсоюза, вызывает отсутствие новых норм обеспечения средствами защиты работников предприятий боеприпасной отрасли.

Работающие, обеспечиваются спецодеждой и спецобувью, на основании Типовых отраслевых норм, принятых еще в 60-70 годах прошлого века, которыми не в полной мере обеспечивается защита от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Отсутствие специализированной службы в РОСПРОМе по разработке этих норм, затягивает решение данной проблемы.

Задача первичных профсоюзных организаций, добиваться от работодателей безусловного обеспечения работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты, в соответствии с действующими нормативами и имеющими сертификат. Особое внимание, нужно обратить на проведение их ремонта, химчистки, обеспыливания, обезвреживания.

Территориальным комитетам надо добиваться включения этих вопросов в колдоговоры и их приложения, реализации принятых решений.

На сегодня практически повсеместно решены проблемы обеспечения работающих на предприятиях санитарно-бытовыми помещениями по количественным показателям. Многими работодателями и профсоюзными комитетами приняты меры для улучшения санитарно-бытового обслуживания и доведения их до современных эстетических требований. Так, на предприятиях ФКП "Завод им. Свердлова", ОАО "УОМЗ", ОАО "АК "Туламашзавод", ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» и других, разработаны графики и ведется поэтапная реконструкция бытовых помещений. Только, на ОАО "Электромашина" в 2007 г. на эти работы было затрачено свыше 16 млн. рублей, на ФГУП ПО «Воткинский завод» на выполнение мероприятий - 26,3 млн. рублей.

Однако большинству профсоюзных комитетов не удалось добиться обеспечения соответствия санитарно-бытовых помещений современным эстетическим нормам. На 60% процентов предприятий санитарно-бытовые помещения, комнаты приема пищи и психологической разгрузки имеют не приглядный вид и срочно требуют ремонта, не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованы морально и физически устаревшим оборудованием. В том числе, на предприятиях объединяемых Самарским областным комитетом, в ФГУП «ЧАМЗ», ОАО «Молот», ОАО «Пензенский завод точных приборов», ФГУП «Новосибирский завод искусственного волокна», ОАО "Нижегородский машзавод", ФГУП "ПО "Баррикады", ОАО ХК "Барнаултрансмаш" и ОАО "Текстильмаш". На ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», ФГУП "Брянский химзавод" до сих пор не все подразделения укомплектованы санитарно-бытовыми помещениями.

На большинстве наших предприятий комнаты личной гигиены женщин не функционируют или вообще отсутствуют, только на отдельных предприятиях (ОАО "Нововятский механический завод", ФГУП "ПО "им. Чапаева" и немногих других) эти комнаты соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм

Многие профсоюзные комитеты недостаточно внимания уделяют пропаганде и воспитанию гуманного и бережного отношения к оборудованию санитарно-бытовых помещений, качественным параметрам этих помещений при проведении на предприятиях смотров-конкурсов по культуре производства.

Затягивание работ по приведению бытовых помещений в соответствии с современными эстетическими требованиями, негативно отражается на здоровье работников, росте эффективности производства, на закреплении кадров и привлечении молодежи.

Задача комитетов профсоюза- добиться от работодателя обеспечения санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников в полном объеме, доведения их до современных эстетических требований и качественного содержания. Организовывать с этой целью смотры, конкурсы, участие самих работников в их обустройстве.

Работа первичных и территориальных организаций профсоюза по охране труда постоянно находится в поле зрения ЦК профсоюза. За 5 лет комплексными бригадами ЦК профсоюза рассмотрена работа большинства первичных организаций профсоюза, практически всех территориальных комитетов и 50% первичных профсоюзных организации непосредственного профобслуживания.

ЦК профсоюза ввел в практику проведение регулярных массовых проверок состояния обеспечения безопасных условий, охраны труда по наиболее травмоопасным видам работ и производств. С 2003 по 2007 годы организованы проверки по 10-ти видам этих работ и производств. Например, только в 2007 г. проверено соблюдение требований норм и правил по охране труда в автомобильном транспорте и при термической обработке металлов. Итоги проверок рассматривались на заседаниях совместной комиссии ЦК профсоюза по охране труда и здоровью трудящихся и по работе среди женщин. Дополнительно, на заседаниях совместной комиссии, рассмотрена практика работы работодателей и первичных профсоюзных организаций по улучшению условий, охраны труда на 7 предприятиях, в том числе на 3-х предприятиях по улучшению условий, охраны труда работающих на предприятиях женщин.

На заседаниях президиума ЦК профсоюза рассмотрена практика работы работодателей и первичных профсоюзных организаций по охране труда 8 предприятий. Выполнение по результатам проверок разработанных на местах мероприятий взято на контроль как территориальными комитетами, так и комиссией ЦК профсоюза.

В целях использования и распространения опыта работы работодателей и профсоюзных комитетов, материалы по результатам проверок регулярно публикуются в сборниках «Экспресс-Информация» и «ПИК».

Для оказания практической помощи профсоюзному активу изданы два сборника законодательных и нормативных актов по охране труда.

Регулярно, не реже одного раза в 2 года, ЦК профсоюза проводит обучение и проверку знаний по охране труда технических инспекторов и старших уполномоченных по охране труда.

Вместе с тем, на ряде предприятий, материалы, публикуемые в «Экспресс-Информация» и ПИКах не всегда доводятся до профактива, не реализуются решения вышестоящих органов, на заседаниях профсоюзных комитетов не заслушиваются хозяйственные руководители и представители цеховых комитетов, не выполняющие своих должностных обязанностей. Не во всех первичных организациях профсоюза эффективно работают комиссии по охране труда профсоюзных комитетов.

Задача комитетов профсоюза «первичек» постоянно руководствоваться решениями ЦК профсоюза, изучать опыт работы, принимать конкретные меры по выполнению этих решений.

Территориальным организациям профсоюза необходимо оказывать помощь первичным профсоюзным организациям в устранении имеющихся недостатков, координировать работу, распространять передовой опят работы в области охраны труда, добиваться повышения эффективности контроля за деятельностью работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий на производстве. На своих заседаниях регулярно рассматривать вопросы охраны труда с отчетами работодателей и председателей первичных организаций. Требовать проведения такой работы и на уровне первичных профсоюзных организаций.

Признавая важное значение улучшению условий, охраны труда и сохранению здоровья работников, хотелось бы призвать участников пленума ЦК профсоюза, к выступлениям с конкретными предложениями, направленными на повышение эффективности этой работы на всех уровнях.

 

* * *

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
V пленума ЦК профсоюза

 

п. Дубровский Московской области

10 апреля 2008 г.

 

О работе хозяйственных руководителей и организаций профсоюза в области охраны труда в современных условиях

 

Важнейшим направлением работы профсоюзных организаций в современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации является защита прав и интересов работников в области охраны труда, обеспечение сохранения их жизни и здоровья на производстве, создание безопасных и комфортных условий труда на каждом рабочем месте.

Этой задаче в апреле 2002 г. Центральный комитет профсоюза посвятил III пленум, на котором проанализировал сложившуюся обстановку в области охраны труда и конкретизировал задачи.

В 2004 г. очередная реорганизация федеральных органов исполнительной власти России, исключила из функциональных обязанностей отраслевых органов управления блок задач по охране труда.

На ряде предприятий произошло значительное сокращение специалистов, потеря квалифицированных кадров, уменьшение финансирования мероприятий по улучшению условий труда.

Это потребовало от профсоюза поиска новых форм и путей решения задач по повышению контроля и уровня требований к работодателям в вопросах обеспечения безопасных условий, охраны труда работников.

За последние годы усилилась работа по формированию инспекции труда на крупных и средних предприятиях, в территориальных комитетах, а также по введению уполномоченных лиц профсоюза по охране труда на каждом производственном участке.

Численность этих категорий работников за пять лет увеличилась в 1,8 и 2.0 раза, соответственно, при значительном сокращении общей численности работающих. В восьми территориальных комитетах технические инспекторы работают на штатной основе.

Действует система обучения инспекторов и уполномоченных.

Рост численности, повышение квалификации технических инспекторов и уполномоченных позволили существенно активизировать их работу. Заметно возросла требовательность к хозяйственным руководителям по обеспечению безопасных условий, охраны труда на рабочих местах, бытовому обслуживанию на производстве, обеспечению качественной спецодеждой, спецобувью и других средств индивидуальной защиты.

Количество проверок, проведенных технической инспекцией труда и уполномоченными, увеличилось в 2 раза

Результаты анализа свидетельствуют, что комплекс мер принятых комитетами профсоюза всех уровней в последние годы позволил сохранить наметившуюся тенденцию снижения количества пострадавших на производстве. За пять лет число несчастных случаев со смертельным исходом сократилось в 3 раза, а относительный показатель уровня травматизма в расчете на 1000 работающих (Кч. см.) составил 2,4, что на 30% ниже аналогичных показателей по промышленности России.

На предприятиях практически решены проблемы обеспечения работающих спецодеждой и санитарно-бытовыми помещениями по количественным нормативам.

Вместе с тем, устранение ряда серьезных недостатков происходит крайне медленно.

Одной из основных причин производственного травматизма является формальное отношение к проведению 3-х ступенчатого административно-обще-ственного контроля, особенно его 1-ой ступени, что делает функционирование Системы управления охраной труда на многих предприятиях не эффективной.

На большинстве предприятий, вызывает озабоченность низкий уровень выявления больных профессиональными заболеваниями, происходящий на фоне ухудшения условий труда на рабочих местах и рост количества выявленных профзаболеваний на поздних стадиях.

Несмотря на активизацию работы хозяйственных руководителей и комитетов профсоюза по аттестации рабочих мест, её результаты для создания безопасных условий труда используются не в полной объеме. Необходимые меры не находят должного отражения в мероприятиях колдоговоров и соглашений.

Наиболее распространенными факторами, создающими неблагоприятные условия труда для здоровья работников, являются: повышенные уровни шума и вибрации на рабочих местах, загазованности и запыленности воздуха рабочей зоны.

Имеются случаи приобретения спецодежды и спецобуви без сертификата, с качеством не соответствующим требованиям охраны труда. Много нареканий по долговечности спецодежды, внешнему виду, особенно после стирки.

Особую тревогу, вызывает отсутствие новых норм обеспечения средствами защиты работников предприятий боеприпасной отрасли, где работникам, выдаются спецодежда и спецобувь, на основании Типовых отраслевых норм, принятых еще в 60-70 годах прошлого века, которыми не в полной мере обеспечивается защита от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Отсутствие отраслевой специализированной службы по разработке этих норм, затягивает решение данной проблемы.

Многим профсоюзным комитетам не удалось добиться приведения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания в соответствие с действующими современными нормами.

Все это, продолжает негативно отражаться на здоровье работников, эффективности производства, закреплении кадров и привлечении молодежи.

В массовой проверке и подготовке материалов приняли участие комитеты первичных профсоюзных организаций, территориальные комитеты профсоюза, технические инспекторы труда профсоюза.

Подавляющее большинство материалов, подготовленных соответствующими службами работодателей и первичными профсоюзными организациями, достаточно полно отражают деятельность предприятий по охране труда.

 

Центральный комитет профсоюза постановляет:

 

1. Считать важнейшей задачей организаций профсоюза работу по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, качественному улучшению условий труда на каждом рабочем месте на основе совершенствования системы профсоюзного контроля за обеспечением работодателями безопасных условий, охраны труда, повышению ответственности, со стороны работодателей и комитетов профсоюза всех уровней, усилению роли коллективных договоров.

2. Первичным профсоюзным организациям:

2.1. Содействовать укомплектованию служб охраны труда предприятий квалифицированными специалистами, приведению их статуса, включая заработную плату, не ниже технических служб.

2.2. Добиваться от работодателей разработки программ по модернизации рабочих мест, представляющих реальную угрозу жизни и здоровью работников, а также по устранению опасных и вредных производственных факторов, использовать результаты аттестации рабочих мест.

2.3. Повысить роль и ответственность инспекторов труда и уполномоченных по охране труда при организации и проведении 3-х ступенчатого административно-общественного контроля на предприятиях.

2.4. Усилить воздействие на работодателей в вопросах обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями, в т.ч. комнатами приема пищи, отдыха, личной гигиены женщины на уровне, отвечающем современным эстетическим требованиям.

2.5. Повсеместно добиваться обеспечение работников качественными, сертифицированными средствами индивидуальной защиты, организации своевременного проведения стирки, химчистки, сушки ремонта, обезвреживания и обеспыливания спецодежды.

2.6. Контролировать эффективность профилактики и реабилитации профессиональных заболеваний. Добиваться сохранения и использования в этих целях имеющейся медицинской базы (здравпунктов, поликлиник, медико-санитарных частей, санаториев-профилакториев).

2.7. Повысить роль коллективных договоров и их приложений в обеспечении принятия и реализации работодателями конкретных мероприятий по качественному улучшению условий труда на конкретном рабочем месте.

Добиваться установления дополнительных гарантий и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях и пострадавшим на производстве, сокращению числа работающих в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

3. Первичным и территориальным организациям профсоюза:

3.1. Завершить в текущем году работу по утверждению уполномоченных на каждом участке и технических инспекторов на предприятиях численностью не менее 800-1 000 человек.

3.2. Постоянно проводить изучение, обобщение и распространение передового опыта в области охраны труда, в том числе работы уполномоченных и технических инспекторов труда.

3.3. Использовать в практической деятельности публикуемые Центральным комитетом профсоюза материалы с анализом работы первичных и территориальных организаций по охране труда, рассматривать их на семинарах, совещаниях для устранения в своей работе аналогичных ошибок и недоработок.

3.4. Совершенствовать взаимодействие с Государственной инспекцией труда (Рострудом) территорий для предотвращения нарушений прав членов профсоюзов в области охраны труда и здоровья работников. Организовывать и проводить с ними совместные проверки.

4. Территориальным организациям профсоюза оказывать помощь первичным профсоюзным организациям в повышении эффективности контроля за деятельностью работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий на производстве.

На своих заседаниях регулярно рассматривать вопросы охраны труда с отчетами работодателей и председателей первичных организаций. Требовать проведения аналогичной работы с подразделениями и на уровне первичных профсоюзных организаций.

5. Территориальным организациям профсоюза Нижегородской, Московской, Свердловской областных и Пермской краевой принять меры по заполнению вакансий технических инспекторов труда.

6. Президиуму ЦК профсоюза:

6.1. Продолжить работу по изучению, обобщению и распространению опыта организаций профсоюза, оказанию им практической помощи.

6.2. Проводить регулярное обучение технический инспекторов труда, председателей первичных и территориальных профсоюзных организаций, оказывать помощь в проведении учебы на местах.

6.3. Подготовить и выпустить сборник нормативных документов по охране труда для использования в работе комитетов профсоюза всех уровней.

Срок: декабрь 2008 г.

Отв. исполнитель: Отдел охраны труда и здоровья трудящихся

6.4. Совместно с ФНПР обратиться в Правительство РФ по вопросам:

6.4.1. Необходимости включения в перечень Государственных программ, финансируемых за счет госбюджета - Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда, разработанной до 2009 г.

6.4.2. Внесения в функциональные обязанности государственных структур управления полномочий и ответственности за техническую безопасность производств и о восстановлении в них структур по охране труда, в том числе подразделения, разрабатывающего нормативные акты.

* * *

 
 ©1991—2024 Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности. Все права защищены.
Дополнительная информация — vprop@mail.ru